/ Анатолий Бурцев

«Суицид литературы в школе»

«Гуманитарное образование померло». Это слова ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. Сегодня, гуманитарные дисциплины на всех уровнях образования находятся на заднем плане. Время гуманитариев проходит?

Исторически сложилось так, что существуют две культуры, две группы наук, два способа познания. Такая проблема действительно существует. По данным социологов, специалистов по образованию, современные студенты естественно-технических специальностей, изучающие математику, физику, химию, биологию, в большинстве своем не умеют синтезировать полученные знания в общую картину мира.

С другой стороны, студентам гуманитарных специальностей, изучающим историю, литературу, философию, политологию, языки, как раз не хватает склонности к точному знанию, умения логически мыслить и анализировать. У них также получается однобокий взгляд на мир, и в большинстве случаев отсутствует сводная картина. Перед современным образованием стоит задача объединения исторической разобщенности этих двух методов познания.

В то же время мы говорим о современной концепции образования через всю жизнь. В наиболее развитых странах как Запада, так и Востока специалисты вынуждены в течение своей жизни несколько раз менять специальность. В условиях глобализации возникает такая проблема.

Поэтому современное образование должно иметь какую-то основу, базу, так сказать, скелет, на который каждый раз надо наращивать новые мускулы. И вот такой основой должно стать гуманитарное образование − знание языков, культурологи, психологии, умение строить коммуникации. Так считают современные теоретики и эксперты образования. Об этом говорил один из наших гостей, проректор университета Гонконга, профессор Чен. К такому же мнению мы пришли недавно с проректором университета Западного Лондона Энтони Вудменом.

Вообще-то, эта проблема не новая. О гуманизации и гуманитаризации образования приходилось слышать в последние десятилетия прошлого века. Сегодня перед нами снова встает задача «гуманитаризации» технического образования и «технизации» гуманитарного. Достижение их гармонического единства.

Поэтому сейчас студенты-гуманитарии изучают математическое моделирование, концепции современного естествознания, приобщаются к компьютерным технологиям. А студенты технических специальностей в идеале должны овладеть методами гуманитарных наук, они должны понимать, в чем заключается уникальность творчества Ф. Достоевского или А. Кулаковского, что имел в виду К. Леви-Стросс, которому принадлежат известные слова «21 век будет веком гуманитарных наук, или его не будет».

Ординарный профессор того же вуза Лев Любимов обмолвился о том, что «произошел суицид литературы в школе». В высших эшелонах власти эту проблему понимают. Президент страны Владимир Путин говорил об этом в своем послании. Не так давно при президенте России создан Общественный совет по развитию гуманитарного образования, его возглавил академик, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

СВФУ приобрел федеральный статус в 2010 году, и в 2014 году завершается первый пятилетний этап. Соответственно, мы должны подвести итоги Программы развития университета за пять лет. Пока в моем понимании вуз развивается по экстенсивному пути, другими словами, по горизонтали-вширь. Мы открыли целый ряд подразделений: институтов, кафедр, центров, лабораторий. Теперь наступает новый этап, когда мы должны пойти по интенсивному пути − по вертикали-вглубь, то есть наращивать качество.

Тут я бы провел аналогию с историей литературы. После эпохи романтизма наступает черед реализма, за которым в свою очередь приходит время модернизма. Сегодня мы должны подготовить Программу развития университета на следующий период. И это уже будет этап реализма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.