/ Маргарита Алексеева

Такая разная история

К 2015 году в России будут разработаны новые учебники истории для средней школы без двойных толкований исторических событий. Но как определить, где именно надо избегать неоднозначных толкований и как унифицировать подачу материала в едином учебнике?

Школьные учебники истории проделали в нашей стране сложный путь. Была эпоха, когда история была деформирована под идеологию компартии, потом от формационного подхода и старых учебников отказались, наступил период «сенсационных», разоблачающих прошлое учебников, но и он уже ушел в прошлое.

История не должна быть «прилизанной» под только положительные события. Сейчас ученые пользуются разными подходами в освещении исторических событий – цивилизационным, культурологическим, социологическим, антропологическим. Поэтому учебники истории нового поколения вполне взвешенные, без идеологических перекосов.

К примеру, в них не замалчивается, как ранее, вопрос о репрессиях 1930-х годов. В истории нашей страны есть героические страницы, которыми мы гордимся, а есть печальные, на которых надо учиться тому, чтобы подобное больше не повторялось.

Если говорить о едином учебнике истории, то я не сторонник этой идеи. У нас много типов средних образовательных учреждений: обычные школы, гуманитарные и физико-технические лицеи, колледжи, женские гимназии, кадетские школы для мальчиков и т.д. Всех учить по одному учебнику невозможно, логичнее, например, для кадетов изучать историю с военным уклоном, в физико-техническом лицее – больше внимания обращать на изучение истории наук. История многомерна. Люди не должны думать одинаково.

Современные учебники позволяют ребенку не просто заучивать даты и факты, но и обдумывать их, делать самостоятельные выводы, благодаря продуманному методическому аппарату. В СССР среди обязательных выпускных экзаменов была история. И я считаю, что это было правильно, ведь именно история обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет молодежи выработать свою систему взглядов о судьбах своей страны, обрести гражданскую самоидентификацию.

Маргарита Алексеева – кандидат исторических наук, доцент исторического факультета СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.