/ Александр Кугаевский

Транспорт Якутии до 2050 года

Стратегия развития республики, которую мы разрабатывали в нулевые годы, практически вся реализована с учетом внесения некоторых корректировок. Сегодня наступила пора, когда нам нужно разработать новую стратегию, новые взгляды на то, что дальше делать с транспортом.

Исследования прошлого года по комплексной экспедиции социально-экономического развития республики выявили много интересных моментов. Я остановлюсь на одном из них: как изменяется численность населения по экономическим зонам?

Вот два сектора – 38 и 25, Центральная и Западная зоны. Произошло перетекание населения. С чем это связано? Сюда перетекает производство – грузооборот, грузообразующие пункты. Если в городе Якутск население увеличилось на 99 тысяч человек, то в остальных зонах мы наблюдаем уменьшение на 153 тысячи.

Эти перемены в размещении населения являются индикатором того, что у нас производительные силы не изменяются

Поэтому, когда мы говорим о стратегии развития, то должны учитывать диспозицию в наших производительных силах на сегодняшний момент.

Перейдем к Арктической зоне. Существуют два фактора, которые будут влиять на развитие зоны – это мост через реку Алдан и завершение дороги «Колыма». Ну, сегодня водители уже радуются, что по дороге «Лена» можно гонять как в США.

И вот тема, о которой сейчас много говорят, – Шелковый путь, вариант выхода со стран АТР через Якутск по Лене, выход на Северный морской путь и до Роттердама. Прежде всего, надо обратить внимание на шельфовые зоны реки Лена: глубины разные – 5-10 метров. Это те места, где у нас плавают речники. Моряки сюда уже не могут подойти. Приходится разгружаться, а это экологически опасно. Единственное место, которое привлекательно для нас, – это Анабаро-Хатынгская впадина. Глубина здесь достигает 20-25 метров.

Еще один проект, которым мы давно пытаемся всех увлечь, – это перевод на газовое топливо. Запасов газа у нас достаточно до 2050 года. Именно тех запасов, которые разведаны в настоящее время. Перевели автобусный парк в городе, коммуналка работает, железная дорога пытается применять в разных направлениях и речники уже думают над тем, как использовать газ. У нас ведь уже появился сжиженный природный газ. Практически, в каждом районе республики мы можем создать заводы по переработке газа и не бегать за нефтепродуктами в другие регионы. И его стоимость оценивается в 2-2,5 раза дешевле, чем у бензина.

Александр Кугаевский – кандидат экономических наук, директор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.