/ Андрей Саввинов

Труд, который воспитывает

В следующем учебном году в российские школы могут вернуться часы общественно полезного труда. По мнению министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, трудовое воспитание в школах положительно повлияет на развитие личности школьников. Какие нюансы стоит учитывать при вводе такой инициативы?

Во-первых, что собой представляет современный труд? Если мы воспринимаем эту деятельность как физическую, то не стоит забывать, что общество сегодня другое, цивилизация постоянно развивается – в этом большую роль сыграли новые технологии, благодаря которым понятие «труд» сегодня изменилось. Назревает вопрос: а получат ли школьные уроки труда подкрепление в реальной жизненной ситуации, будут ли они учитывать нынешние веяния времени? Ведь если трудовое воспитание будет точно таким же, как и десятки лет назад, то это ни к чему не приведет.

В советское время физический труд действительно воспитывал молодых людей, ведь он был тесно связан с общественной жизнью. А современный труд, по моему мнению, перерос в псевдо-деятельность, поэтому воспитывать школьников нужно не только этим способом.

Человечество изобрело множество современных форм труда, и молодое поколение должно быть связано с ними. Труд обязан преподносить и утверждать человека как личность, только так его можно воспитать.

Я думаю, что смысл существования каждого человека состоит в том, чтобы он мог максимально реализовать свои внутренние потребности. Если деятельность, которой он занимается, расширяет его потенциальные возможности, развивает качества и характер, то это большой плюс. Если же он выбрал труд, оторванный от реальной жизни – это не принесет никакой пользы. Сам по себе труд ничего не даст – он должен нести определенный смысл, связанный с судьбой этого человека.

К примеру, возьмем культуру чтения и письма. Современные дети мало читают, потому что при чтении полистать книгу недостаточно, в нее нужно вникнуть, а на это способен не каждый. Для грамотного чтения нужно иметь определенные навыки и интеллектуальное мышление, что являет собой сложный труд.

Сюда же можно отнести умение работать с современными информационными системами – детей этому никто не учит, они сами постигают новейшие технологии и в итоге открывают для себя доступ к множеству различной информации. Считаю, что этот процесс должен управляться со стороны, ведь в Интернете, скажем, можно всякого нахвататься. И в последующем данный процесс как раз-таки можно превратить в своеобразную форму труда для воспитания личности – такой способ действительно хорош.

Андрей Саввинов – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.