/ Виктор Михайлов

Умный – значит, богатый?

Всегда ли работает ли утверждение: «умный – значит, богатый»? Почему люди относятся к получению образования очень ответственно, когда можно найти работу и без диплома?

Образование в здоровом, нормальном обществе – это средство достижения целей. Например, этими целями могут быть профессиональное развитие, карьерный рост, хороший заработок, жизненные блага. В том числе престиж и статус. Не бывает образования ради образования.

В советское время, особенно в 80-90-х годах, произошел перекос в мотивации образования: на первый план выдвинулась установка на получение диплома, не важно какого, лишь бы он менял социальный статус. Данная тенденция по инерции сохраняется и сейчас, хотя и происходят позитивные сдвиги.

В СССР никто особо не интересовался, что ты умеешь делать на самом деле. Все решало наличие диплома, то есть «корочки». Дошли до того, что дипломы продавались. Квалификация в счет не шла, о ней не спрашивали. По многим должностям никак не проверяли, что претендент реально может. Часто специалистами становились на рабочем месте. В 80-е годы с удивлением рассказывали, как в Израиле советского кандидата медицинских наук принимали на работу сначала на сестринскую должность. Лишь потом продвигали по карьерной лестнице – заставляли подтверждать квалификацию.

Советское образование было больше ориентировано на общекультурные компетенции. Знания эти хороши были для ведения умных разговоров о науке, театре, кино, спорте. Увы, такое образование плохо помогало строить жизнь и наводить в ней порядок. В этом заключается один из коренных ошибок той системы образования. Загонял в тупик вопрос: «Если ты такой умный, почему бедный?» Острословы парировали: «Я бедный, потому что умный».
Еще в середине 70-х, на старших курсах философского факультета Ленинградского университета у своих педагогов усвоил принцип: «Быть богатым в бедной стране должно быть стыдно». И это было повсеместно. Целое поколение так думало. С другой стороны, были убеждены в том, что честным трудом не разбогатеешь. Богатый – значит, вор.

Сейчас другое время. Ценностные ориентации изменились и богатства никто не стыдится. Даже выставляют напоказ. Наоборот стыдимся бедности. Между тем страна наша не ахти как богата. Очень много людей имеет доход ниже прожиточного минимума. Происходит нравственное дичание. Вроде «пира во время чумы». Но на дворе капитализм, который ориентирует на успех, на богатство. Мораль оправдывает это.

Получился целый клубок противоречий, разрешаемый посредством образования. Оно теперь берет курс на профессиональные компетенции. Образование становится практикоориентированным. Ум, умение, умелость будут востребованы в профессиональной подготовке. Теперь богатыми станут умные. Чтобы это стало явью, необходимо: первое – научить жить своим умом и своим трудом. Второе – осознать принцип: «повышение моего благосостояния не должно привести к ухудшению благосостояния других» (оптимум Вильфредо Парето). Третье – следовать мудрости: «богатым становятся, работая для бедных».

В контексте сказанного мне представляется, что нам выгодна конфронтация с Западом, ибо эта ситуация позволяет мобилизовать наши исконные смыслы и ценности (патриотизм, коллективизм, то есть, все то, что предполагается в понятии «духовные скрепы»).

Чего греха таить, экономика России всегда была мобилизационной. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Такая уж ментальность.

Виктор Михайлов – доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.