/ Ксения Егорова

Вернуть химии жизнь

Сегодня химия потеряла много не только в содержательном плане, но и в плане интереса со стороны школьников. С принятием современной системы итоговых экзаменов выпускникам стало заметно тяжелее учиться.

За все эти годы работы я вижу, что количество уроков химии сокращается. У некоторых она бывает раз в неделю. С 2005 года старшая школа стала профильная, и в гуманитарных, физико-математических и даже технических классах предусмотрен всего час в неделю. Это очень мало.

В более чем в десяти районах республики школьники вообще не выбирают химию для сдачи ЕГЭ. И это говорит о том, что в этих районах не будет ни медиков, ни агрохимиков, ни учителей химии и других специальностей, которые связаны с нашим предметом. Ведь вероятность того, что вчерашний студент, получив диплом, поедет в другой район, а не в родной, ниже. Так что проблема налицо.

Со стороны школьников, которые планируют поступать на биологический или медицинский факультеты, интерес к химии чувствуется. У них совершенно другой склад логики

Когда выпускники таких профильных школ поступают в высшие учебные заведения, например, на строительный факультет, то на первом курсе у их обязательно будет ждать химия. Тем, кто преподает таким студентам, бывает очень сложно. Им приходится охватывать базовые вещи, о которых они, по сути, уже не должны говорить.

С одночасовой нагрузкой прийти в университет с химической подготовкой очень сложно. И даже на наш факультет при поступлении ребята сдают русский язык, математику и обществознание. У тех, кто поступает после окончания средне-специального учебного заведения, идет экзамен по химии в виде теста. Поэтому мы были вынуждены внести изменения в учебные планы, внести корректирующие дисциплины, которые восполняют пробелы в знаниях первокурсников. То же самое сейчас в биологии.

К сожалению, такая ситуация характерна не только для республики, но и для всей страны. Конечно, есть города, в которых химия на очень высоком уровне. Я говорю не только о Москве и Петербурге – есть, например, барнаульская или новосибирская школа химиков. Победители школьных олимпиад, конечно, сразу поступают в такие города. Но, несмотря на наличие в стране центров развития химии, у нас мало ученых-химиков.

Ксения Егорова – доктор педагогических наук, заведующая кафедрой методики преподавания биологии, химии и географии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.