/ Светлана Чистякова

Внимание на профориентацию

Согласно данным Федеральной службы молодежь в возрасте 25-29 лет является одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта. Возможна ли профилактика безработицы у молодежи?

Я выделю три причины сложившегося положения. Во-первых, это декларированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи в России, эпизодичность ее осуществления. Во-вторых, недостаточная преемственность школьной системы профессионального образования. В-третьих, подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и за судьбу подрастающего поколения в целом.
В настоящее время необходимо на государственном уровне обратить большее внимание на профориентационную деятельность. Мы говорим уже не об управлении профессиональной ориентацией, а об оказании психолого-педагогической поддержки для социальной адаптации человека. Образование ученика, будущего специалиста должно быть профилированным, а этого можно достичь только при хорошей профориентационной работе.

Ориентирование ‒ процесс непрерывный, продолжающийся на всех этапах жизни человека. Конечно, возразят, какая профориентация может быть в детском саду или в начальной школе? Но, я думаю, она должна и там реализовываться, разумеется, с учетом возрастных и психологических особенностей.

Чрезвычайно важна и организация в вузах работы по профессиональной переориентации. Как часто студент, проучившись полгода или год, бросает учебу, просто потому, что ему не подходит специальность, на которую он поступил? Такие люди не должны оказываться потом вне образовательной системы, им надо помогать.
Так что профориентационная деятельность не должна замыкаться на средней школе. Необходимо развивать социальное партнерство, объединение усилий и учебных заведений, и бизнеса, и власти. Мы должны построить здоровую систему, в которую были бы одинаково вовлечены все эти структуры.

Светлана ЧИСТЯКОВА, академик-секретарь отделения профессионального образования Российской академии образования

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.