/ Римма Тазлова

Врачами не рождаются?

В России общий дефицит врачей сохраняется примерно в 40 тысяч человек, при том, что медицинские вузы и факультеты университетов ежегодно выпускают около 37 тысяч молодых специалистов. В чем же проблема?

Чтобы решить все эти проблемы, необходима модернизация всей системы подготовки кадров, начиная с пересмотра учебных программ и переаттестации преподавательских кадров, заканчивая строительством симуляционных и тренинговых центров, от создания электронного рабочего места врача до выработки профессиональных стандартов по всем медицинским специальностям. И эта работа уже идет. Плоды система не покажет завтра, покажет тогда, когда студенты выйдут из вуза, получив свою квалификацию и начав работать на поле боя.

Для этого студент должен пройти путь. Ведь хорошими врачами не рождаются, их воспитывают в вузах.

Характер врача формируется еще в студенчестве. Поэтому большое внимание заведующие отделениями и преподаватели должны уделять социализации студентов-медиков. Самым трудным этапом социализации является профессиональная адаптация. Студент-первокурсник должен знать, что для своего возраста он имеет оптимальный социальный статус – статус студента университета, профессиональная мотивация должна углубляться, и желание стать врачом приобретет действенную форму обязательной необходимости – получить высшее медицинское образование. Такой уровень профессиональной мотивации поможет преодолеть все трудности адаптационного периода.

Хорошо поставленная профориентационная работа сводит до минимума значение психофизиологических особенностей. Опыт же самостоятельности, самодостаточности следует формировать в университете.

Если профессиональная адаптация прошла благополучно, то наступает не менее важный этап – идентификация, т.е. соответствие личностных особенностей студента профессии врача. Студент упорно ищет идеал врача, на которого он хотел бы быть похожим. В период идентификации качество преподавания и отношение преподавателя к своему труду приобретает особое значение.

Студент всегда чувствует, когда преподаватель хочет научить, с душой относится к делу, осознавая его важность, значимость, а когда относится формально, «отбывая повинность». Профессиональная интеграция начинается с выбора специальности, интернатуры, при этом условия прохождения должны быть оптимальными.

Отмечу, что социализация врача продолжается в течение всей его жизни, постоянно совершенствуясь, с углублением знаний, умений, навыков.

Чтобы путь студента не стал напрасным, нужно развивать медицинское образование. Развивать университетские клиники, в которых можно интегрировать подготовку специалистов, шире использовать зарубежный опыт, направляя российских специалистов на обучение за границу, а специалистов из иностранных клиник – в наши образовательные центры.

Медицинское образование развивалось в последние годы неровно, открывались вузы без клинической базы. Тут надо действовать аккуратно, но твердо, чтобы врачей готовили в подобающих местах.

Римма Тазлова – доктор медицинских наук, профессор Медицинского института СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • больше практики! и не по квартирам бегать с переписью пациентов, а конкретно в кабинетах и операционных

  • Абсолютно общие слова. В действительности нам, студентам, в мединституте СВФУ даже преподаватели говорят, что «лучше умирать буду, но к вам лечиться не пойду, из вас с такой системой образования получатся ужасные врачи». Причем, это не единичный случай,так твердят с самого первого курса (2011*-введение ФГОС III).

    Нам повально ставят автоматом «5 В», бурча, что не согласны с такой оценкой, но по БРС так вышло…Социализация первого курса заключается в принципе «они же маленькие, нельзя с них спрашивать». Уважение к преподавателям появляется не из-за их профессионализма, а кто халявнее оценку поставит.

    Недавно в новостях показывали интервью с молодой преподавательницей Второго меда. Она честно заявила, что когда сама поступила студенткой, была в шоке от уровня знаний своих однокурсников, у нее даже было чувство, что многие не способны к обучению в принципе. Также она отметила, что для многих студентов русский язык родным не является, поэтому они попросту его не знают. А какое может быть тогда усвоение материала?
    Всё это есть, на мой взгляд, и у нас: природная необучаемость многих и языковой барьер у части.