/ Светлана Петрова

Выбрать национальный костюм

По традиции на национальный праздник Ысыах якутяне и гости республики наряжаются в якутские костюмы. Времена меняются, но мы не должны забывать культуру своего народа и должны сохранить традиционные стили и каноны в фасоне, деталях национального костюма.

Сегодня женский национальный костюм представляет собой платье халадаай с жилетом. А мужской — рубашку с камзолом «оноолоох сон». К нарядам необходимо добавить соответствующие ювелирные украшения и аксессуары. Они должны соответствовать наряду: не обязательно дорогие, массивные из серебра. Это могут быть и украшения из мельхиора, бисера, бересты, но качественно выполненные по цвету и форме. Если выбор пал на украшения из серебра, то не обязательно выбирать нагрудно-наспинные, можно остановиться на более скромных: кылдьыы, сүрэх, нашейных и других.

Особых правил по пошиву национальных платьев нет. Естественно, качество строчки должно быть безупречным, то есть надо соблюдать правила технологии шитья. Нужно соблюдать покрой национальной одежды. Якутская одежда имеет трапециевидную форму. Она сильно расширяется к низу, якутский кэсиэччик, оноолоох сон, бууктаах сон должны иметь двубоковые и задние бантовые (бүтэй оноо) специальные выступы (кокуора оноо) с боковых сторон, широкие буфы на окате рукавов. Эта этническая особенность покроя якутской одежды XIX века.

В современное время существуют специальные правила технологии обработки материала, которые зависят от материала и покроя

Например, нельзя применять бельевой шов для пошива национальной одежды. Есть технология пошива буф (сиэх дьогдьуура) на рукавах, манжетах, фалборах (байбарата) и так далее. Также обработка и шитье меха, бисера, вышивки требуют определенной технологии. Даже, например, в шитье головного убора дьабака нужно использовать разные меха, а не одной шкуры лисицы. Между прочим, в шитье головного убора наши предки шкуру ни черной, ни красной лисы, песца не использовали. А использовали самые износостойкие части шкуры: лапки, шкуру головной, хвостовой части.

Светлана Петрова – кандидат исторических наук, доцент кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Источник: Sakhaday.Ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.