/ Андрей Москвитин

Вырваться из бензиновых уз…

Бензин стремится стать «золотым»: с каждым годом цена на топливо растет. Ситуация на первый взгляд кажется парадоксальной – живем на земле, богатой месторождениями нефти и газа, но миримся с ежегодным повышением цен на топливо. Что это – стереотипы или закономерность, продиктованная условиями рынка? Потребитель, а именно среднестатистический владелец автомобиля не всегда имеет представление о том, из чего складывается цена на бензин, и чем вызваны ставшие традиционными повышения цен.

Так из чего же она складывается? На внутреннем рынке цена формируется в зависимости от мировой цены на нефть марки Urals: вычитаются стоимость экспортной пошлины (примерно 60-65%) и транспортные расходы. Есть небольшие отклонения цены, связанные с внутренней конъюнктурой, но они не играют серьезной роли. То есть нефтеперерабатывающие заводы приобретают нефть по цене примерно 35% от мировой цены. Далее в цену будущих нефтепродуктов включаются транспортные издержки и себестоимость переработки, налоги на нефтепродукты: акцизы, налог на добавленную стоимость и различные категории маржи. В России прибыль (маржа) по всей цепочке очень высока – порядка 20-30% от конечной цены. В большей степени она концентрируется в рознице.

Как уже выше сказано, рост мировой цены на сырую нефть почти всегда отражается в росте цен на нефтепродукты. Известно, что на мировом рынке цену на нефть, как на любой товар, определяют спрос и предложение. Ключевым фактором, определяющим ситуацию не только в ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), но и на мировом рынке в целом остается политики Саудовской Аравии. Могущество членов ОПЕК заключается даже не в том, что они контролируют значительную (около 38%) долю мирового производства нефти, и даже не в том, что на их долю приходится большая часть ее мировых запасов. Главное «богатство» ОПЕК – это их свободные мощности добычи.

Для формирования спроса потребителей выстраивается длинная цепочка, где главным фактором является экономическая политика основных стран-потребителей. Общее состояние экономики влияет на объем платежеспособного спроса на нефтепродукты. Объем конечного спроса влияет на уровень производства нефтепродуктов. Этот уровень в свою очередь сочетается с таким фактором, как текущий уровень государственных и коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов. Так рождается спрос.

Цепочка факторов, воздействующих на предложение, довольно проста: во-первых, уровень запасов нефти, нефтедобывающих мощностей, экономическая политика производителей влияют на объем добычи. Во-вторых, объемы добычи, в зависимости от сбытовой политики производителей, влияют на объем предложения нефти на мировом рынке и уровень коммерческих запасов производителей и трейдеров.

Есть расхожее мнение, возмущающее многих потребителей бензина, в первую очередь автомобилистов: Россия – богатая страна, но почему цена на бензин дороже, чем в других странах? Как я уже говорил, цена на бензин зависит от себестоимости производства бензина. Следовательно, в разных странах она разная. По расчетам Французского института нефти, в странах ОПЕК издержки сохранились в диапазоне $1-6 за баррель, в том числе в ближневосточных государствах ОПЕК – в пределах $1-4 за баррель. По оценкам же Агентства энергетической информации США, издержки добычи нефти на Ближнем Востоке еще ниже – в пределах $1,0-1,5 за баррель.

Но современные мировые тенденции говорят об одном: нефть не будет единственно ценной валютой. Научно-технический прогресс создаст конкуренцию странам-экспортерам нефти, лишив их одного из основных преимуществ перед остальными нефтедобывающими странами – ценового фактора. К примеру, через 10-20 лет автомобили, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, в США станут достоянием истории. С этой целью в Америке создан проект «Автомобиль свободы», стартовавший в 2002 году на Детройтском авто-шоу. Когда этот тренд дойдет до России, неизвестно, но уже подсчитано, что через десять лет машины, работающие на альтернативном топливе, значительно снизят спрос на бензин, что впоследствии может вызвать значительное уменьшение спроса на нефть.

Андрей Москвитин – заведующий кафедрой социологии и управления персоналом Финансово-экономического института СВФУ, кандидат экономических наук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.