/ Михаил Черосов

Высшее или среднее профессиональное?

В 70-80-е годы ХХ века многие выпускники советских школ знали, что экзамены в вузы дано выдержать не всем, и реально оценивая свои способности, спокойно шли учиться в училища.

Мы помним, как еще недавно было трудно поступить в ведущий вуз технического профиля. Помимо знания школьной математики и физики требовалось умение решать специфические задачи, предлагаемые на вступительных экзаменах конкретного института. Будущий студент должен был оказаться лучшим среди всех желающих поступить.

Зато в то время была развита система среднего профессионального образования. Рабочие специальности были востребованы, а кто учился лучше всех, мог дальше продолжить обучение в вузе – очное или заочное.

В 90-е годы в новой России поменялась государственная система. В это время руководство республики стало работать над созданием сети высших учебных заведений в республике. В Мирном и Нерюнгри появились филиалы университета, а в селе Чурапча открылся институт физкультуры и спорта, что было бы немыслимым во времена СССР. Стали разрастаться филиалы всевозможных вузов. Как следствие, в течение нескольких лет выросла доля специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве, которая до этого была ниже среднероссийской.

Появился почти нарицательный термин «всеобщее высшее образование». Средние профессиональные учебные заведения стали испытывать недостаток в абитуриентах, потому что все устремились в вузы. Со временем стало понятно, что «всеобщее высшее» не гарантирует успешной работы. Приоритетными стали качество обучения, качество его получения студентами, наличие рабочих мест в регионе, качество умений и навыков по специальности, которые надо проявить в трудовом коллективе. И оказалось, что многие рабочие специальности дают обучающимся не меньший уровень достатка и качество жизни, чем высшее образование.

Получить среднее и начальное профессиональное образование стало более интересным, чем это было в 90-е годы.

За рубежом иная система высшего образования. В вузах обучаются не вчерашние дети, а уже взрослые, сознательно выбравшие ту или иную профессию люди. Например, не все школьники Германии поступают в вузы после окончания. В стране существует единая приемная система. Можно после армии или нескольких лет работы поступить в ведущий университет Германии, но первый год обучения провести в другом, менее престижном вузе. Принцип такой: чем больше помогаешь стране, тем больше шансов имеешь на право учиться в лучшем вузе страны. Я не считаю систему обучения в зарубежных странах идеальной. Но очевидно, что подготовленность к обучению в вузах более взрослых студентов за рубежом выше, чем российских студентов.

Михаил Черосов – доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.