/ Михаил Черосов

Высшее образование только потому, что «надо»…

Не секрет, что многие выпускники школ еще не представляют свое будущее. Они поступают в вуз, чтобы оправдать надежды родителей, либо по инерции: после школы нужно получить специальность. Так ли это необходимо? Может ли человек без мотивации и желания стать хорошим специалистом?

В своей преподавательской деятельности я часто вижу, что с радостью принимающиеся за работу студенты существуют, и их много. Однако они следуют инструкциям, действуют «по рельсам». Им скажут сделать – они сделают. Не скажут ничего – они займутся чем-нибудь другим. Редок человек, способный понять работу как систему, используя все свои организационные навыки, творя, продумывая вперед и управляя. Может быть, виноваты в этом школы и вузы? Им важно, чтобы ученик сделал и сдал домашнюю работу. «Молодец», – говорят они. А каким образом человек выполнил задачу – дело десятое.

ЕГЭ тоже вредит организаторским и творческим способностям школьников, охватывая только четверть всей программы. Все это приводит к тому, что у ребят нет системы действий. Они следуют только программе. Если им попадается что-то незнакомое – они впадают в ступор.

Центральные университеты радостно приняли бы в свои ряды без проблем 30% наших студентов. Там бы они не затерялись. Их радостно будут учить, и ими будут восхищаться, мол, какие хорошие студенты приехали. Другие 30% наших студентов могут там проучиться, а могут и не выдержать. Здесь им комфортно, здесь они соответствуют нормам, им хорошо. От них будет толк. Из оставшихся 40 процентов 24% – это часть, которая гипотетически может и «выстрелить», а может и дать осечку. 16% надо выгнать для пользы. В целом, это касается не только нашего университета, такое везде наблюдается.

Эти 16% могли бы получить нормальное рабочее образование и профессию. Просто я знаю систему среднего и среднего специального образования, ее еще улучшать и улучшать. Там работают, бывает, очень хорошие педагоги. А контингент среди студентов – боже упаси! Есть, конечно, и неплохие. Но в большинстве своем этой системе достаются очень специфичные люди.

Однако за последние четыре года система среднего образования более-менее меняется, трансформируется в лучшую сторону. Наступит время, когда там получить высокооплачиваемые качественные рабочие профессии будет не менее престижно, чем закончить вуз. Как-никак, без рабочих профессий государству нельзя обойтись. В вузы тоже поступают ребята, которые не особо хотят учиться.

В университетские функции в первую очередь входит учебный процесс. Качественно учить – большая ответственность. Когда это у нас будет поставлено на хорошем уровне – еще более высоком, чем сейчас, конечно, квалификация студентов-выпускников станет лучше. Исходя из этой задачи, те 16% как раз и мешают. Поэтому удерживать ситуацию, сюсюкаться с необучаемыми персонажами не стоит. С такими надо бороться. Живя в своем мире, они не знают, что опасно, а что – нет. Поэтому и рискованно держать их. Вообще, университет похож на человеческий организм: появилась рана, и чтобы она не разрасталась, надо ее перебинтовать.

Михаил Черосов – доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета, заведующий лабораторией Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, исполнительный секретарь Совета «Шаг в будущее» РФ по РС(Я)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.