/ Кузьма Лыткин

Взаимосвязь природы и архитектуры

За последние 25 лет первозданная природная среда сократилась практически на 10 процентов. Это и сокращение лесов амазонской сельвы из-за деятельности человека, вырубающей их под сельскохозяйственные угодья, и развитие городов, и бурные темпы глобализации в мире.

Города растут. 10 миллионов населения – это уже нормальное явление. Крупнейшие города Токио, Мехико, Москва, Лондон имеют значительные проблемы экологического характера. Когда город осваивает новые территории, на них практически тотально разрушается природная экологическая система.

С одной стороны, так человек создает свою необходимую ему среду и комфорт, но эти блага получаются за счет первозданной природы. Мы делаем необходимое для нашей жизнедеятельности, и в то же время этот процесс отрицательным образом затрагивает естественную среду.

Есть определенное направление пути именно градостроительного плана. Нужно найти баланс и сделать так, чтобы воздействие человека при процессах его жизнедеятельности было минимальным. Это пространственная работа. Какое пространство мы создаем, так и живем. Мы стараемся, чтобы это пространство нашей жизнедеятельности меньше всего задевало первозданную природную среду с существующей экологической системой.

У меня есть пять методов, которые я выдвигаю для создания пространства. Самый кардинальный из них – касательная архитектурная среда

Она формируется над природной системой, то есть мы природы касаемся только опорами. Где-то в метрах 10-20-ти в зависимости от геоморфического рельефа местности эта платформа может пролегать над природной системой. Еще там станут применяться такие современные технологии, как гелиоустановки, гелиозеркала, которые будут под платформой освещать то, что осталось внизу.

Кроме этого есть применение мобильной системы. Оно подразумевает максимальное применение мобильной архитектуры – сегодня мы есть в природной среде, а завтра мы все это уже убрали и перевезли на другое место. То, что мы немного уже разрушили, природа сама восстанавливает.

Третий метод – скрещенная среда. Мы берем и скрещиваем естественную среду с искусственной. С одной стороны это как бы природа, но внутри нее находится функциональная среда.

Еще есть метод подъема дома. Мы всегда делаем это частично. А в полной мере все должно быть приподнято минимум на 10 метров. У нас есть пример – это корпус инженерно-технического института. Если бы этот корпус стоял на земле, вид был бы совершенно другой. Это бы разрушило пространство, а сейчас мы чуть-чуть приподняли, мы видим пространство, мы видим озеро Сайсары.

Существует метод рационально-системной архитектуры – так называемая горизонтальная архитектура. То есть эта архитектура, которая непосредственно касается человека, и организуется на его уровне. Естественно, в ней больше природы, естественной среды, воды.

Пятый метод – чисто теоретическая работа. Она касается использования идеи Владимира Вернадского по созданию ноосферной среды. Нигде не показано, как эта ноосфера может выглядеть. У меня есть попытка как-то создать эту среду, изучая работы великого Вернадского. Но если четыре остальных направления больше прикладного характера, то так называемые элементы ноосферной архитектуры имеют скорее теоретическую основу.

Кузьма Лыткин – кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры и градостроительства Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.