/ Вера Матвеева

Запрет в эпосе Олонхо

Эпос Олонхо несет в себе коллосальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В наши дни в условиях современного бытования, сказительство утрачивается, сакральное отношение к эпосу не соблюдает запреты, которые были обязательны в прошлом к исполнительской традиции олонхосута. Например, нельзя было прервать сказание, не закончив сказываемый эпизод.

Как указывает профессор Луиза Львовна Габышева в статье «Этикет исполнения Олонхо», были такие моменты, как время и место сказывания Олонхо. Олонхо по традиции не должно исполняться утром или днем, его обычно рассказывали ночью, точнее, с раннего вечера, до предутреннего сна. Исполнение фольклорных произведений с наступлением темноты было и у других народов, в частности, у эвенов и бурят. Этот же обычай исполнялся долганами, хакасами и другими.

Запреты на исполнение распространялись не только на часть суток, но и на времена года. Например, якуты исполняли Олонхо в зимнее время года. Такой запрет связывали с магическими представлениями, словом и пением сакрального понятия текста.

Олонхо всегда начинается с описания земли. Герой Олонхо перед отправлением в сражение встречается с духом хозяйки дерева Аал Лук Мас. Дух хозяйки дерева понимается как символический образ Родины-матери героя Олонхо, которая дает ему силу родной земли.

В мифах, сказках и поверьях самых разных народов земли повторяется и прослеживается запрет на определенные жесты. В Олонхо особое место занимает молитвенные поклоны. И они в первую очередь затрагивают исполнение, характерное для персонажа Олонхо. В якутских поклонах прослеживается концепция связи человека, растения и космоса. Древние якуты считали себя частью Матери Природы. Кланяющийся человек совершает разумное действие, прося счастья и благодати себе и своему племени. Перед отправлением в сражение богатырь совершал обряд благословления и просил духа огня разрешения или снисхождения. Используемые (церемониальные) жесты отличаются от повседневных жестов.

Раньше якуты не разрешали себя всякой надобности копать земли возле деревьев, они считали это великим грехом. Такие запреты прослеживаются в нашем якутском эпосе. Хотелось бы, чтобы Олонхо и отношение к священному дереву осталось бы и поныне.

Вера Матвеева – старший преподаватель кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета

Фото из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.