/ Светлана Прибылых

Знания в баллах

В 2011 году в СВФУ, как и в большинстве российских вузов была введена новая балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов. У нее есть свои достоинства и недостатки. Поскольку мы работаем с ней уже шестой год, на мой взгляд, достоинств больше.

Основной целью БРС является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. БРС рассматривается не только как система оценки знаний студентов, но и как важная часть системы контроля качества образовательной деятельности университета в целом. Вот в этом я и вижу главное преимущество этой системы.

Оценивание результата обучения по классической «советской» системе в большей степени было субъективным – единственной целью для студентов и преподавателей была сдача зачета или экзамена. Поэтому введение БРС, считаю, было очень своевременно

Теперь ситуация иная. Работа студента в течение семестра оценивается в баллах. За семестровый курс каждый студент может получить не меньше 80 баллов (70+10 бонусных). 70 баллов складываются из баллов за посещаемость, выступления на семинарах, решение задач, написание рефератов, а главное – сдачу рубежного контроля в виде тестирования и контрольных работ. Рубежный контроль производится трижды в семестр. На самом экзамене преподаватель может поставить студенту не более 30 баллов. Итого: максимальное количество баллов равно 100.

В отличие от прошлой системы обучения, БРС поощряет студентов к работе в течение семестра, а не в конце. Тот студент, который хорошо работал весь семестр, может получить экзаменационную оценку без сдачи экзамена. Причем теперь преподаватель не может сказать, что он принципиально не ставит «автоматов» или что их количество ограничено; он должен поставить соответствующие оценки всем, кто набрал нужное количество баллов.

С вводом БРС студент стал больше защищен от необъективности отдельных преподавателей. Скажем, если раньше попадался преподаватель – человек настроения, то он мог завысить или занизить оценку тем или иным студентам, а то и всей группе. Теперь он не сможет этого сделать, максимум на что он способен – не поставить отведенные ему 30 баллов; но если у студента уже есть за семестр 55 баллов, преподаватель на экзамене обязан поставить ему оценку «удовлетворительно», а если 60 – «хорошо».

«Автоматом» оценку «отлично» преподаватель не имеет право ставить по Положению о БРС. Считаю, это правильно. Можно автоматом поставить «хорошо», но если студент претендует на более высокую отметку, он должен показать свои знания по предмету, доказать, что он достоин оценки «отлично».

Светлана Прибылых – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана филологического факультета по учебной части Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.