/ Никита Аргылов

«80% вузов России занимаются профанацией образования»

Университет в новом статусе имеет своего проректора в Москве – он отвечает за взаимодействие с федеральными структурами. После года практической работы Алексей Томтосов дает свое первое интервью газете «Наш университет».

Улучшить качество в ущерб количеству

Дмитрий Ливанов, новый министр образования и науки России, в своих первых же выступлениях в печати обозначил некоторые новые ориентиры развития высшей школы в стране. Вы в качестве проректора по взаимодействию с федеральными структурами нашего университета как воспринимаете эти инновационные взгляды руководителя министерства?

Да, я внимательно изучил содержание и направленность ряда ключевых мыслей, озвученных Дмитрием Ливановым. Еще до назначения министром, будучи ректором Института стали и сплавов он ряд лет продвигал свои подходы к проблемам высшего образования. Они известны и выстроены в системный ряд. Например, самые резонансные мысли о необходимости сокращения бюджетных мест при приеме в вузы он озвучил, будучи ректором. Его не сразу и не совсем правильно поняли. На самом деле речь шла об улучшении качества за счет сокращения количества. В реальности это очень правильный подход.

Осуществление всеобщего аудита системы высшего образования востребовано национальными интересами страны. Сегодня в России свыше трех тысяч самых разных учебных заведений выдают дипломы о высшем образовании по всем специальностям. По мнению ректора НИУ Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, до 80% этих вузов занимаются профанацией образования. Минобрнауки считает, что до 30% так называемых вузов не отвечает требованиям своего статуса. Наверное, эти предполагаемые числа значительно больше.

Сегодня Москва по количеству студентов высших учебных заведений на 100 тысяч человек населения занимает первое место в мире. Бизнес купли-продажи дипломов, «корочек» научных степеней и званий функционирует абсолютно легально. Это не только проблема Минобрнауки, по факту это вызов и угроза интеллектуальному развитию, нравственным устоям гражданского общества и государства. Новый министр пригласил в свои заместители людей, являющихся сторонниками инновационных решений развития системы высшего образования.

По пути интеграции

В этом дискурсе ориентиров Минобрнауки какие новые проблемы возникают перед нашим университетом и в чем они заключаются?

В этом учебном году СВФУ предстоит осуществить целый ряд институциональных реформ, востребованных после завершения структурной перестройки. В этом направлении работа проводится по плану, и будут вноситься коррективы в том числе с учетом ориентиров, обозначенных Минобрнауки.

Университет планирует конкретные мероприятия по интеграции своего научного потенциала с академической наукой Сибири и республики в решении конкретных задач образования и прикладных научных исследований. Большая работа предстоит по созданию системы взаимодействия и координации деятельности с государственными учреждениями, производственными компаниями, структурами малого и среднего бизнеса в контексте планов и перспектив социально-экономического развития северо-восточного региона. Конкретно, в Якутии недавно побывал заместитель министра образования и науки страны Игорь Федюкин.

Насколько мне известно, у него состоялись деловые встречи в нашем университете, которые вызвали положительный эффект в кругах общественности. Я думаю, что после этого у наших людей сложились более конкретные представления о предстоящих задачах совершенствования образовательного процесса в дискурсе современных подходов к ним со стороны профильного министерства. Другой вопрос — с какими рабочими впечатлениями уехал от нас замминистра. Это тоже имеет существенное значение.

Чему можно учиться у США?

Еще проявляется некоторая настороженность, что новый курс министерства формируется функционерами, поклонниками американской системы университетского образования. Насколько обоснованны такие предположения?

В данном случае, у меня нет сомнений и вопросов к руководству министерства. Я могу полагаться на свои профессиональные знания и убеждения. Действительно, в США лучшая система университетского образования в мире, самая продвинутая организация научных исследований и самое эффективное применение их результатов на практике. И все это подтверждается мировыми рейтингами и независимыми экспертными агентствами. В этой стране самодостаточное гражданское общество очень эффективно функционируют профессиональные общественные институты. Именно они формируют общественное сознание и действие, а не какой-нибудь «Госдеп» или закулисье.

Например, после теракта 11 сентября 2001 года телефонный звонок российского президента президенту США с выражением поддержки и солидарности в этот период суровых испытаний имел огромный положительный резонанс, и Владимир Путин стал очень популярным среди американцев как истинный друг в этот исторический период. Конечно, у нас немало фундаментальных различий в государственной политике и идеологии, но в то же время существуют культурно-цивилизационные параллели и совпадение геополитических интересов в глобальном измерении на перспективу.

Не жить иллюзиями

В университетских и академических кругах в последнее время вызывает оживленный интерес и дискуссии информации о том, что будущее обустройство страны решат знания и навыки 3 000 студентов, которые получат профессиональное образование в ведущих университетах Америки и Европы, пройдут стажировки в Китае, Японии и Южной Корее. Если хотя бы 100 выпускников этой программы станут директорами департаментов в российских вузах через 15-20 лет, с ними связывают реальные надежды на изменения в стране. Сколько здесь правды и иллюзий?

Они будут нужны и востребованы для серьезных дел, как современные инструментарии развития. Здесь больше метафоры и желаний. Но Россия страна очень своеобразная, которую иногда сложно понять и тем более однозначно выстроить «дорожную карту» ее развития. Борис Годунов в период своего царствования с благими намерениями впервые отправил в Европу учиться полтора десятка русских людей. Интересно, что все они выбрали курсы изучения алхимии и астрологии. Вообще, формат решения российских проблем иногда понимают на уровне механики индивидуального мышления. Так, были «500 дней» реформ Григория Явлинского, вполне серьезно предложенные народу и миру на заре лихих 90-х годов. В конце прошлого десятилетия бизнесвумен Елена Батурина в качестве депутата Госдумы обещала 1 000 сверхпородистых шелковистых овец, которые позволят обеспечить редкой шерстью и преобразят экономику всей Калмыкии. В прошлом бывали такие аллюзии. Но в данном случае планы и проекты по обучению за рубежом, в ведущих университетах и колледжах мира — это востребованы развитием современного профессионального образования. Для России больше — лучше, как в Китае.

Чем занимается «федеральный» проректор?

В чем заключаются Ваши должностные функции как проректора по взаимодействию с федеральными структурами?

Они были определены и предметно сформулированы ректором при учреждении этой должности и моем назначении по договору. Я собираю информацию, отслеживаю процессы развития университетского образования в стране и за рубежом. Анализирую интересный и полезный опыт в этой сфере. По мере необходимости и востребованности принимаю участие в федеральных и ведомственных мероприятиях в качестве представителя СВФУ. Готовлю об этом подробную информацию и вношу предложения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Томтосов
Проректор по взаимодействию с федеральными структурами