/ Ксения Коршун

Александр Абрахов: «Учитель должен вырастить ученика, приспособленного к жизни»

Учитель истории и обществознания Александр Абрахов говорит, что профессия преподавателя стала более престижной. Но, несмотря на это, быть учителем в нынешнее время очень сложно и в школе остаются только стрессоустойчивые. Как обучать нынешнее поколение? И должен ли кто-то помогать самому учителю?

IMG_7136
Как считаете, легче ли сейчас работать в школе учителю-мужчине?
В деревне еще много учителей-мужчин. В городских же школах их гораздо меньше. Есть до сих пор такой стереотип, что учитель – это женская профессия. У такой ситуации есть как положительные, так и отрицательные стороны. Так как мужчин в школе мало, то получается, что всю работу, связанную с физической силой, выполняем мы.

Положительным моментом можно отметить тот факт, что учитель-мужчина воспринимается детьми серьезнее и авторитетнее, нежели женщина. Но, конечно, от человека это тоже зависит. Нужно уметь поставить себя перед учениками и соответствовать этому.

Учитель: друг или наставник?
Для детей надо быть наставником. Друг – это все-таки личное, а учитель должен уметь держать дистанцию. Через некоторое время, когда дети окончат школу и захотят продолжить общение с учителями, отношения могут перерасти в дружбу.

Считаете ли вы, что большая часть современных школьников инфантильна и не хочет учиться?
Не то чтобы это поколение, которое не хочет учиться. Дело в том, что часто взрослые говорят: «наше поколение было лучше». А их родители говорили им то же самое.

В 80-х годах учащиеся получали определенный объем информации, который можно было вызубрить и выучить. Нынешние же дети получают в 40 раз больше информации. Это объем, который вызубрить нельзя. Значит, нужно уходить от старых методов обучения.

Вот я учитель истории, но на уроках стараюсь развивать логическое мышление. Бывают такие ситуации, что ребенок учится на «4», но все логические ребусы решает быстрее всех. Делаю вывод, что из ребенка может получиться хороший исследователь. К современным детям просто нужен особый подход, к каждому индивидуально.

И подход не только в переносном смысле – по ходу урока учитель должен подойти к каждому ученику. Если учитель в начале урока сел, а в конце урока встал и вышел, это не урок. Учитель должен хотя бы пройти мимо, посмотреть, чем ученик занимается. Нужен контроль и внимание к детям.

Конкурсы нужны для профессионального роста

Расскажите о вашем участии в конкурсе «Учитель года Западной Якутии»
Конкурс «Учитель года Западной Якутии» проходил три раза – в 2013, 2014 и 2015 годах. В следующем году тоже планируется. Я участвовал в первом конкурсе и занял второе место. Это очень хороший конкурс, организованный по инициативе педагогического сообщества «Урдэл» Верхневилюйского улуса.

Что дает участие в конкурсах учителю?
Профессиональный рост в первую очередь. Есть такое понятие, как повышение квалификации. В конкурсе человек все проходит сам, что-то продумывает, занимается разработкой уроков, читает дополнительную литературу, знакомится с разными приемами, методиками. Происходит реальное повышение квалификации. С этой точки зрения конкурсы хороши, и они должны быть.

Дело в том, что учителя после конкурса должны все свои наработки реализовать на занятиях, чтобы уровень образования детей повышался. Конкурсы должны быть направлены на повышение качества образования.
Бывает так, что после участия в конкурсе, учителя перестают быть учителями.

Кто-то может стать руководителем в другом месте. Но если человек в новой должности будет заниматься повышением педагогического мастерства своих учителей, младших коллег или соратников, то это тоже хорошо. Опытом в любом случае нужно делиться.

Достаточно ли сейчас школа помогает молодым учителям?
В школах, где я работал и работаю, хорошо налажена система наставничества. Моим наставником буквально с первых дней работы является Юрий Кынатов – человек, который меня учил еще в школе с 9 по 11 класс в Верхневилюйской республиканской гимназии. Туда же я пришел работать в первый год после окончания университета. Мы сотрудничаем с 2008 года. Несмотря на то, что сейчас я перевелся в другую школу, мы продолжаем общаться, сотрудничать и обмениваться опытом.

Постоянно совершенствовать себя

Кто такой современный учитель?
Специфика моего предмета такова, что у меня большой объем информации, я должен сам его постоянно повторять. Если не буду этого делать – перестану быть специалистом, который соответствует своей квалификации. Учитель не тот, кто учит, а тот, кто, прежде всего, учится. Он должен постоянно совершенствовать себя.

А что насчет учителей, которые не могут идти в ногу со временем?
Дело в том, что у старших коллег, несмотря на все преимущества молодого учителя, есть колоссальный багаж, опыт, который они могут применять. Современный учитель – не обязательно молодой.

Он должен вырастить такого ученика, который будет приспособлен к жизни. И не обязательно для этого иметь WhatsApp или уметь пользоваться компьютером. Учитель должен готовить тех детей, которые будут адаптированы к жизни, смогут самостоятельно добывать и производить знания.

Есть ли возможность карьерного роста в школе? Наверное, не каждый учитель сможет быть директором?
Учитель, как принято говорить, это призвание. И действительно, не всякий учитель может стать хорошим директором. Руководителем можно назначить любого, а вот быть именно хорошим директором – это другое. И хорошим учителем тоже не каждому дано стать.

Для этого происходит отсев?
Школа для неподготовленного человека может показаться очень агрессивной средой. Я не знаю, как дела обстоят в других школах Якутска, но говорят, что в классах учится по 35-40 детей. А это такая ситуация, когда преподавателю очень трудно контролировать образовательный процесс. Все-таки учитель – это человек, который не просто что-то говорит, что-то диктует.

На самом деле сейчас быть учителем сложно, потому что предъявляется огромное количество требований, та же бумажная волокита, делопроизводство. Если вы классный руководитель, то документации у вас примерно столько же, как у заместителя директора по воспитательной работе.

То, что происходит отсев специалистов, – это в принципе нормально, естественный отбор, так сказать. Остаются только те, которых дети воспринимают и у которых профессия учителя действительно является призванием. Многие уходят – я считаю, что это правильно.

Учитель должен быть стрессоустойчивым – это обязательное качество. Да, есть дети, которым нравится играть на нервах у учителей. Но срываться не надо – во-первых, это показывает слабость, во-вторых, если вы выдержите определенный период, дети перестанут ставить на вас «эксперименты».

Как учителю предотвратить эмоциональное выгорание?
Иногда, очень сложно готовиться к уроку. Бывает муза приходит и у тебя все быстро получается, а бывает наоборот. И не каждый урок бывает удачным – лишь 1 из 10.

Не нужно все взваливать на учителя. Существует заместитель директора по научно-методической работе. И если учитель – тренер детей, то методист – тренер учителя. Руководство школы должно создавать условия для плодотворного образовательного процесса. Сейчас же все делается для детей, а учителя отодвигают на задний план. Например, даже если ученик виноват, его надо простить и погладить по голове. А учитель получается виноватый. Я считаю, это неправильно. Учителю тоже надо дать время отдохнуть, снизить нагрузку или должно быть какое-то поощрение. Не нужно забывать, что учитель сам в душе остается ребенком. Он может быть таким же обидчивым, замкнутым и проблемным, как и его дети. Если руководство школы видит, что учитель не справляется, то было бы разумно сократить ему нагрузку. Если уроки не того качества, какого они должны быть – нужно помогать методически и психологически.

Нужна ли единая учебная программа для школы?
Нельзя всех ровнять под одну гребенку. Так же как нельзя копировать все западное и все восточное. Мы должны создавать что-то свое. Не нужно слепо подражать, потому что какие-то приемы и программы в наших условиях могут просто не работать. А наличие большого количества программ, технологий и методик говорит о том, что мы находимся в творческом поиске.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Абрахов
учитель истории и обществознания в 5-11 классах в Саха гимназии города Якутска