/ Дария Ефимова

«В погоне за прогрессом меняется образ студентов»

Александр Ильин, начальник Управления студенческим развитием Северо-Восточного федерального университета рассказал, как вуз воспитывает студентов, нужны ли современной высшей школе кураторы, и как достучаться до каждого студента.

Есть приверженцы мнения, что вузы не должны заниматься воспитанием студентов.
Студенчество – это период, когда человек становится личностью не только в профессиональном плане, но и как член социума. Обучаясь в университете, он проверяет себя в различных ипостасях, областях, чтобы выбрать, чем будет заниматься помимо учебы: наукой, спортом, творчеством, общественной деятельностью или игрой в Клубе веселых и находчивых. Абсолютно не согласен с тем, что воспитательной работы в вузах не должно быть. Она должна быть и должна быть развитой. До каждого студента необходимо достучаться, работать с ним индивидуально. С каждым нужно общаться, раскрывать его, а студенты все разные.

Если в университете обучаются 20 000 студентов, реально ли поработать с каждым индивидуально?
Индивидуальная работа со студентами проводится через кураторов, старост академических групп, через органы студенческого самоуправления, общественные организации. Регулярно посещаем общежития Студгородка, каждый корпус, блок, этаж, отсек и комнату. Ищем активных студентов, которые могут помочь университету работать лучше, такие сами проявляются в нужный момент.

Много студентов, которые самостоятельно, без чьей-либо помощи, поддержки, работают, развиваются, но мы об этом не знаем, я считаю, что таких ребят нужно поддерживать. Мы стараемся помочь всем, создать условия для их развития. Может, где-то это идея является даже оригинальной.

Если говорить об оригинальной концепции воспитания в вузе, какой поход к воспитанию в СВФУ?
Основной механизм работы – это работа с органами студенческого самоуправления. Принцип «студент-студенту» срабатывает лучше, чем отношения «объект-субъект». Для этого развиваем, поддерживаем морально и материально студенческие организации.

«Мы кураторов даже не видим, они не работают». Иногда так пишут на анонимных площадках в соцсетях. Как вы оцениваете работу кураторов в нашем вузе?
Это вопрос несколько раз обсуждался, рассматривался вариант введения тьюторства, когда студенты старших курсов ведут шефство над младшими. Издавна в университетских традициях закрепилось понятие «куратор», «наставник», ведь опытные люди могут многое посоветовать, помочь молодому поколению. Но с каждым годом молодежь меняется, меняется стиль жизни, потребности уже другие, и их становится больше. Поэтому лучше, когда куратор не столь сильно отличается по возрасту от студентов. Мы берем на работу своих выпускников, которые учились здесь, знают вуз изнутри. Каждый год проводим для них Школу кураторов.

Преемственность традиций нужно сохранить обязательно, хотя мы ищем новые подходы, меняем функциональные обязанности кураторов, но никто не ставит целью избавиться от прошлых традиций.

Расскажите поподробнее о Школе кураторов.
Обучение в школе идет по двум модулям, которые мы объединили в одном сезоне, чтобы всем было удобно. Кураторов будут обучать профессиональные психологи, пройдет обсуждение планов, идей, проблем, по которым будем принимать решения.
Хотя у нас более 700 академических групп, некоторые курируют по две группы, и это плохо: человек за 70 студентами не сможет проследить. Постараемся, чтобы куратор вел только одну группу.

Какова зарплата кураторов?
Она недостаточная.

Вы сказали, что кураторами работают бывшие выпускники. Но, может, взгляд со стороны будет лучше?

Пока думаем над этим, хотели привлечь сотрудников из других учебных заведений, даже из других государств. Если поступят дельные предложения, рассмотрим их.

Что можно сказать о ценностях современных студентов?
Проходные баллы ЕГЭ в СВФУ все выше, и поступают к нам люди, которые хотят учиться, профессионально заниматься наукой. С переходом на Болонскую систему образования время обучения сократилось, студенты больше заняты учебой, нежели чем-то другим. На общественную деятельность у них уже не хватает времени, но мы прикладываем все усилия, чтобы социализация студентов была всесторонней.

Нынешние студенты прежде всего смотрят на свою личную выгоду, не все, конечно, но многие. В погоне за прогрессом, за западными ценностями меняется образ студентов.

Что изменилось в работе со студентами?
Создан Студенческий координационный совет, сначала было трудно сплотить все организации, была даже конкуренция между ними, но сейчас работа идет. Когда федеральный вуз только создавался, многие студенческие организации по тематике повторяли идеи, мероприятия. Сейчас же идет комплексная работа: одни занимаются волонтерством, другие – развитием интеллектуального потенциала студентов. Также создан сектор, который будет курировать проектную деятельность, направлять, корректировать проекты студентов. Этот сектор окажет методическую помощь и техническую: как писать проекты, выбирать программы. Сейчас работа только начинается – это непаханое поле, где будут реализовываться не только бизнес-проекты, но и социальные.

Какие инициативы студентов уже поддержаны сейчас?
Все тематические мероприятия, которые сейчас проводятся в СВФУ, предложены студентами. Обучающиеся тоже должны уметь управлять вузом, а не так, что проучились, и все. Также важно предложить идею и, самое главное, его реализовать. Весной студенты сами организовали и провели Всероссийский студенческий форум «Якутский формат», сейчас готовят мероприятие на региональном уровне «Арктическая модель ООН». Молодежные инициативы можно перечислять бесконечно. Одной из них является создание студенческого совета по качеству образования, над которой мы сейчас работаем.

Каким приходит студент в вуз и каким оканчивает его?

Работа начинается с адаптации первокурсников и переходит в  тестирование по диагностике профессиональной пригодности. Есть те, кто не до конца понимает свое профессиональное будущее, бывают случаи перевода с другой специальности на другую. На четвертом курсе усиливается работа по трудоустройству старшекурсника. Студент в идеальном варианте, проходя учебную, производственную практику, должен наладить связи, показать себя работодателю с лучшей стороны.

Подводя итог нашей беседы, какова роль вуза в воспитании личности?

Студент находится на расстоянии от родителей, семьи. В вузе у человека больше самостоятельности, и мы стараемся дать понять каждому, чтобы он серьезно думал перед тем, как принять принципиальные решения, был ответственен за свои поступки. Пунктуальность, бережное отношение к друзьям, близким – вот какие качества мы воспитываем. Нельзя забывать о том, что специалист – продукт и преподавателей.
В конце хотелось бы пожелать: приближается зима, берегите свое здоровье, заботьтесь о близких и не забывайте о своих родителях. Бывает так, что ребята совершают правонарушения, выселяются из общежитий, отчисляются, забывая, что представляет сообщество, в котором выросли: семьи, школы, улицы, района, села, города. Студенчество пройдет, и уже сейчас нужно учиться быть хозяевами своей жизни, нужно ответственно относиться к своему будущему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Ильин
начальник Управления студенческим развитием Северо-Восточного федерального университета