/ Евгений Онуфриев

«Банкам не нужен «сухой» офисный клерк»

Работа в банках всегда привлекала молодежь своей престижностью. Кому не хочется стать частью крупного предприятия со своей особой корпоративной культурой? «Наш университет» поговорил с начальником операционного офиса Азиатско-Тихоокеанского банка Катериной Николаевой о том, стоит ли студентам идти сегодня в банковские структуры.

Главное фото
Расскажите, как вы пришли в банковскую деятельность?

В банк я пришла работать, имея за собой два высших образования, одно из которых было получено в Финансово-экономическом институте тогда еще Якутского государственного университета. Моим первым руководителем и наставником был нынешний проректор университета по финансово-экономической и предпринимательской деятельности Герасим Павлов. Я шесть лет проработала в ЯГУ экономистом – думаю, именно эта профессия повлияла на мой дальнейший выбор.

Работа в банке в первую очередь привлекла меня своей прогрессивностью, конфиденциальностью и конкретными результатами. Это настоящий плановый труд. Мне, как человеку, родившемуся во времена Советского Союза, плановые показатели очень близки – те же, казалось бы, полузабытые «пятилетки» на самом деле сегодня активно продвигаются в банковских структурах: на определенный срок ставятся конкретные задачи, ожидаются конкретные итоги. Когда вокруг все упорядоченно, это очень удобно.

Я начинала работу в банке с должности кредитного эксперта – в нашей сфере это считается одной из начальных и перспективных специализаций. Большим плюсом работы в банке считаю, что для каждого сотрудника открыты большие карьерные возможности – начиная от должности менеджера зала, специалиста ипотечного кредитования и заканчивая начальником разных отделов.

Работа с финансами подразумевает постоянное развитие, поэтому застоя в банковской деятельности не существует. Думаю, именно поэтому работа в банке так привлекательна среди студентов, которые всегда находятся в поисках чего-то нового.

Касательно студентов, по вашему мнению, открыть для себя банковскую сферу может каждый, или все же есть определенные условия?

Это зависит от самого студента, его характера, поставленных целей. К примеру, есть люди, которые находятся в поисках более «свободных» профессий, без сильных ограничений – банк же по стандарту подразумевает полный рабочий день и постоянное нахождение в офисе. Такое подойдет не каждому. Но бывают и те, кому такой плановый режим по душе – такие остаются на долгие годы.

Не секрет, что в банках можно проводить множество операций: от оплаты штрафов ГАИ и до получения ипотечного кредита. Чтобы хорошо ориентироваться во всех видах услуг, сотрудник должен обладать обширными знаниями не только в банковской системе, но и в целом в сфере экономики. По моему мнению, сотрудник банка не должен быть «сухим» офисным клерком – для успешной работы ему необходимо подстраиваться под каждого клиента, знать его запросы и уметь бороться за него. Последнее подразумевает подбор для клиента подходящего продукта, чтобы он остался доволен качеством и условием приобретения, и продолжал пользоваться услугами именно этого банка.

Не перенасыщен ли сегодня рынок сотрудников в банковской сфере? Стоит ли идти работать в банк неопытному студенту?

Сегодня в России открывается множество новых банков, существующие же банки постоянно расширяют свою сеть по всей территории нашей страны. Несомненно, все они находятся в постоянном поиске кадров. По моему мнению, студент, который желает работать в этой сфере, всегда сможет найти подходящий для себя вариант, потому что потенциальных работодателей на данный момент более чем достаточно.

По вопросу об опыте: сегодня во многих банках развита практика работы «с нуля», которая подразумевает начало работы с профессии консультанта. Человек, ставший консультантом, начинает обучаться буквально во время работы – таким образом, становится неважно, на какой специальности человек обучался до этого – главное, чтобы у будущего банковского работника было желание развиваться, а умению продавать его всегда научат квалифицированные специалисты.
Тем не менее, стоит отметить, что в банковской сфере сейчас очень ценятся студенты с хорошей финансовой грамотностью, внимательностью к деталям и «усидчивым» характером. Такие кадры в приоритете.

Как студенту не ошибиться с выбором банка, в котором он будет работать? Как не наткнуться на авантюристов, обещающих «золотые горы»?

Существуют специальные рейтинги банков, доступ к которым в Интернете может получить любой желающий. Он составляется различными независимыми агентствами, которые по результатам своих исследований проводят многоэтапную оценочную работу – эти данные можно считать абсолютно беспристрастными и ими можно руководствоваться при выборе банка.

Помимо этого, при поиске работы не стоит забывать, что у официального банка должна быть специальная лицензия, которую выдает Центральный банк РФ. Немаловажную роль играют и отзывы других граждан – благодаря их мнениям можно составить предварительное видение о будущем месте работы.

Влияет ли нынешний экономический кризис на работу российских банков?

По статистике из года в год количество банковских операций в России не уменьшается, а наоборот увеличивается. Думаю, это связано с требованиями нынешнего времени – если взять студенческий фактор, отмечу, что количество платных мест во всех учебных заведениях ежегодно растет, это же относится к проживанию в общежитиях. Большую популярность сегодня приобрели платные развивающие курсы и тренинги, что, соответственно, приводит к росту количества студентов, которые оплачивают все эти услуги. Не стоит забывать и про те же взносы за детские сады, оплату налогов, штрафов и многое другое. За все эти услуги нужно платить вовремя, поэтому люди и прибегают к вспомогательным услугам банков, даже несмотря на кризис.

Каким вы видите будущее российских банков?

Если смотреть в будущее, думаю, что банки будут входить в нашу жизнь еще плотнее. Даже сегодня человек, не выходя из дома, управляет своим счетом, используя мобильный банк: пополняет баланс сотового телефона, оплачивает кредиты, коммунальные платежи, штрафы, налоги. Круг продуктов, предоставляемый банками, постепенно укореняется в нашей повседневной жизни, становится ее неотъемлемой частью.

Иногда мне кажется, что банки внедрились в социум настолько прочно, что с помощью карты можно приобрести даже продукты питания. И это можно сделать в любой момент, не имея собственных средств, используя тот же «овердрафт». Услуги современных банков стали настолько необходимы в жизни каждого из нас, что современный мир без них будет не тем.

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Катерина Николаева
начальник операционного офиса Азиатско-Тихоокеанского банка