/ Анна Федорова

BE patriotic, или Почему историческое образование необходимо человеку

В пору непрекращающихся баталий, обоюдного недопонимания ребром стал вопрос о национальной идентичности. Нужно ли современному человеку историческое образование? Об актуальности исторического образования, а также по каким причинам исторические события трактовались по-иному, «Наш университет» беседует с деканом исторического факультета СВФУ Натальей Стручковой.

Бытует мнение, что не существует единого мнения по освещению исторических событий. Как по-вашему, почему некоторые исторические факты трактовались и трактуются совсем по-иному?

Понятие единого мнения по освещению исторических процессов и явлений существует, вопрос в другомкаких именно исторических процессов и явлений, а также каков круг лиц, придерживающихся данного единого мнения.

Природа отсутствия единых взглядов на историю основывается на ряде факторов, начиная с личностных установок отдельного человека, заканчивая наличием идеологических воззрений.

Cуществует такая отрасль знаний, как наука, которая изначально предполагает наличие различий во взглядах, предполагает борьбу различных мнений, существование различных научных теорий. Историческая наука не является исключением. Более того, эта та область деятельности, где направления научных исследований и результаты научных исследований могут быть идеологическим заказом.

В практике преподавания истории России, заведующий кафедрой Юлия Ермолаева приводит следующие варианты различных оценок одного и того же события, например революции 1917 года: Великая Октябрьская социалистическая революция, или Якобинская диктатура, или Октябрьский переворот, или Октябрьские события 1917 года.

Наталья Анатольевна, на ваш взгляд, чем отличается система российского образования от других, и какое место в этой системе занимает историческое образование?

Исторически возникшая парадигма образования в западно-европейском обществе в большей степени основывается в практикоориентированности образования, образование как ответ общественному запросу в целях развития конкретных сфер и областей экономики, например, на ранних стадиях − развития и укрепления позиций христианской религии. Тогда как восточный подход предполагает в большей степени отношение к образованию как к самодостаточной ценности, образование при этом – цель, достижению которой человек может посвятить целую жизнь.
Таким образом, с одной стороны обучение ради получения профессии, с другой – ради самообучения, саморазвития. При этом в различных исторических периодах развития общества не исключается и взаимопроникновение этих парадигм. Процесс возможен, ведь само по себе образование, как система обучения, имеет функции, как получения знаний, так и обучения пользования ими. Отсюда в современной системе российского образования, кроме подготовки специалиста, высшее учебное заведение должно заниматься воспитанием личности, гражданина своей страны. В полиэтничной стране это означает воспитание качеств, отвечающих за толерантное поведение, которое в свою очередь основывается на знании принципов исторического формирования этносов, знании общего и особенного в их культурах.

Вернемся к проблемам исторического образования

Данный вопрос является сейчас краеугольным камнем не только для исторического образования, но и для всего российского образования. Как известно, сейчас приоритетные задачи в основном направлены на решение проблем, возникающих в области межэтнических отношений и глобализационных процессов. В связи с этим одной из главных теоретических и практических проблем построения современной системы исторического образования является поиск оптимального баланса между либеральными и национальными ценностями.
В России, где идут активно сложные этнические, миграционные, этно-конфессиональные процессы, важно и необходимо вести образовательную политику, направленную на поликультурное воспитание как важного социального принципа и приоритетной задачи. С 60-х годов XX века во всем мире и с 90-х в России берет начало распространение в мировой педагогике понятие поликультурного воспитания. В самом общем виде это понятие отражает необходимость учета этнических особенностей и разных ценностных ориентаций этносов при стандартизованном современном обучении.

История является той образовательной дисциплиной, которая обеспечивает создание общего гуманного подхода к различным мировым процессам и явлениям. В силу своей дисциплинарной специфики именно историческая наука, занимаясь изучением, сохранением, развитием вышеуказанных направлений может помочь воспитанию таких важных компетенций, как толерантность, политкорректность, уважение и понимание традиций и обычаев, сложившихся у различных народов.

Люди сейчас уверены, что гуманитарные знания не слишком необходимы в жизни современных людей

Да, к сожалению, это так. Но аналогично тому, как человек начинает беспокоиться о здоровье, когда его здоровье резко ухудшается, когда уже процесс подошел к самому печальному итогу, так и мы начинаем только сейчас задумываться, что было сделано не так в сфере развития и воспитания духовных начал в обществе, которое стоит на пороге культурного, образовательного кризиса.
Способность молодого специалиста успешно решать производственные задачи, гордиться итогами своей профессиональной деятельности, а значит постоянно стремиться к совершенству, во многом зависят от способности ориентироваться не только в технологиях процесса, но и в реалиях современного развития общества, способности понимать высокие цели поставленных задачи, понимать стратегию и тактику государственной политики. Таким образом, наличие широкого кругозора в области исторических знаний является практически обязательным для любого специалиста любой сферы деятельности.
Помимо этого, есть еще одна сфера жизнедеятельности человека, в которой необходимы знания исторического характера. Так, одной из актуальнейших проблем современного общества является процесс формирования идентичности личности, его осознания принадлежности к какой-либо группе, народу, государству. Именно история позволяет выработать принципы, необходимые для анализа ситуации, реализации государственной национальной политики, направленной на решение межэтнических конфликтов, дальнейшего развития культуры этносов, противодействия ксенофобии и экстремизма, обеспечение защиты прав национальных и религиозных меньшинств. Стратегия национального развития РФ, по мнению президента РФ В.В. Путина, основана на гражданском патриотизме – основном объединяющем начале полиэтничной среды. Перед молодыми гражданами России стоит проблема новой национальной идентификации с учетом современных ценностей гражданского общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наталья Стручкова
Декан исторического факультета СВФУ, кандидат исторических наук, профессор.

  • svfu

    Спасибо за комментарий и интересную ссылку!

  • Возможно Вам будет интересно, то даю ссылку на лекцию Александра Дугина -русский философ (кандидат философских наук), политолог (доктор политических наук), социолог (профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заведующий Кафедрой Социологии международных отношений МГУ, руководитель Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ)http://www.youtube.com/watch?v=k6OkDXq0mhw «Конструирование истории. Единой истории не существует — есть лишь её трактовки»