/ Редакция

«Чертеж сух, пока он не понят»

Во времена СССР, когда во всем мире говорили о техническом прогрессе, международный язык техники, коим и являются чертежи, был в Якутии и стране в полном загоне. Чтобы исправить это, молодой инженер Николай Николаев создал свою собственную школу, где готовил преподавателей черчения и проводил олимпиады для школьников. Сегодня профессору ЯГУ (СВФУ) исполняется 85 лет.

Николай Спиридонович, расскажите о своем детстве. Кем хотели стать будучи ребенком?

Я родился в 1933 году во 2-м Кангаласском наслеге Нюрбинского района ЯАССР. Еще в школе нацеливался на горный или геологоразведочный факультеты. Но деревенскому мальчишке предложили другой вариант, и я пошел в Московский полиграфический институт. Между прочим, из своей деревни Маар буквально пошел – пешком – в Москву. Сначала до Нюрбы…

Пешком с вещами?

Какие вещи? Вышел в чем был. И ни копейки денег. У родителей их тоже не было, колхозникам тогда денег не давали. Помню, директор Нюрбинской школы Александр Николаевич Чусовской весной пообещал: «Поедете поступать в институт – денег дам». Мы сами же их зарабатывали на лесозаготовках. И вот от Нюрбы до Якутска семь суток на пароходе, а дальше… Через 29 дней я уже шагал по улицам Москвы.

Каким было ваше студенчество?

За все студенческие годы тоже ни от кого копейки не получил, мы еще платили за учебу по 500 рублей. Учился без «троек». Тогда ведь было так: «тройка» есть – стипендии нет. Работал грузчиком, репетитором. Вот о репетиторстве я и обмолвился, когда уже работал после института в Якутской типографии, в разговоре со Спиридоном Дмитриевым, который тогда редактировал газету «Якутский университет». «Давай к нам, – сказал он, – нам нужны преподаватели».

На всю жизнь запомнилось первое занятие. Открываю дверь в аудиторию – за столом солидные люди, у многих на пиджаках, на гимнастерках ордена и медали

«Видимо, собрание здесь», – решил я. Но в учебной части подтвердили, что это и есть моя группа. Со страхом вхожу и начинаю лекцию. С того дня, с 8 октября 1956 года, я начал в качестве совместителя вести в Якутском государственном университете курс «Начертательная геометрия и черчение». Ни учебников, никаких пособий, ни инструментов, даже чертежной бумаги не было. Рюкзаками возил литературу из разных городов, потом стал выписывать из магазинов «Книга – почтой».

Ваши интересы всегда были связаны с черчением, графикой. Черчение, кажется, – это что-то скучное, сухое.

Чертеж сух, пока он не понят. На самом деле он о многом рассказывает. С чего начинают строить дом, мост, самолет, любую машину создавать, даже шить костюм?.. Но меня не удивляют такие взгляды на черчение. К сожалению, в школах этому предмету уделяется очень мало времени.

Едва начав преподавать в якутском университете, я обнаружил, что практически все приходящие из школ абитуриенты совершенно не знают черчения. Выяснилось, что еще с 40-х годов есть и школьные учебники черчения, но даже мне впервые довелось их увидеть только в университетской библиотеке. Получалось, что в момент, когда мы громко заговорили о техническом перевооружении и прогрессе, международный язык техники, коим и являются чертежи, был у нас в полном загоне. Не многим лучше обстояло дело и в целом по стране.

Именно тогда вы решили посвятить черчению всю свою жизнь?

Да, я понял, что так дальше продолжаться не может. Надо было выйти из создавшегося положения. Я тогда был еще молодым инженером и смог убедить в этом очень многих ответственных работников просвещения Якутии.

Таким образом, я первым в бывшем Союзе провел республиканскую олимпиаду по черчению, сделав ее затем ежегодной, первым написал учебник, по которому мой опыт стала перенимать вся страна. Издал более сорока книг и учебных пособий, общий объем которых превысил бы десяток толстых романов.

С начала 70-х годов до развала СССР, будучи доцентом, провел бесплатно около ста семинаров для учителей черчения школ республики. Для этого мне приходилось постоянно ездить в районы. В этих семинарах участвовало более 2000 человек, на курсах обучалось более 3000.

Как ее позже назвали, это была настоящая школа Николая Спиридоновича Николаева

Так, преподаватели черчения все прошли переподготовку и почувствовали себя в школах полноправными людьми, а студенты из далекой Якутии стали нередко поправлять своих педагогов из центральных вузов по графике и прочим связанным с их любимым предметом дисциплинам. Постепенно исчез и присущий нашему поколению гипнотический страх перед «начерталкой».

Начиная с 1962 года, по моим руководством начали проводиться олимпиады по черчению среди школьников города Якутска, позже – республиканские. Вообще, к идее об олимпиадах мы пришли не сразу. Этому предшествовала многолетняя работа по подготовке учителей черчения, по пропаганде этого предмета. Сначала при университете создали кружок учителей черчения города Якутска. Он работал года два-три и объединял человек десять. Потом организовали кружок для учащихся – до 30 человек. Затем создали республиканский заочный кружок «Юный чертежник», в нем уже было около сотни учащихся. Начали устраивать смотры-конкурсов кабинетов черчения. Мы впервые создали научное общество учащихся школ по черчению.

В 1985 году эти олимпиады перешагнули за пределы Якутии и получили статус государственных. Они до сих пор не имеют аналогов не только в России, но и в СНГ, и в мире. В итоге по моему примеру подобные олимпиады стали организовывать в Белоруссии, Украине, Грузии, отдельных районах города Москвы и других городах России.

Всего было организовано и проведено более 50 государственных олимпиад школьников Якутии по черчению, в которых приняло участие более 180 тысяч учащихся из 32 районов республики

За последние несколько десятилетий из числа учителей черчения выросла целая плеяда талантливых людей, не только инженеров, архитекторов, ученых и государственных деятелей масштаба Якутии и России, но и выдающихся педагогов-новаторов, авторов книг и учебных пособий. Проделана действительно большая работа и она набирает темпы, появляются новые, молодые имена, новые энтузиасты. Я не зря выбрал черчение, графику, так как думаю, что именно техника сможет преобразовать нашу жизнь.

Фото: из личного архива героя материала

/ в статье использованы отрывки из материалов К. Федотовой, Р. Копырина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Николай Николаев
член-корреспондент Российской инженерной академии, профессор ЯГУ (СВФУ)