/ Алексей Васильев

«Деньги не вытрут твои слезы…»

От того, какая у тебя сумма на банковском счете, зависит порой твое душевное и психологическое состояние. Американский писатель Леонард Луис Левинсон сказал: «Деньги — лучшее успокоительное средство». Об этом, мы решили поговорить с теоретиком экономики, заведующим кафедрой экономической теории Финансово-экономического института СВФУ Анатолием Поповым.

Сколько надо денег?

Как вы считаете сколько нужно человеку, чтобы реально чувствовать себя полноценной личностью, при этом, чтоб и страна, гражданином которой он является, не гнила в бедности.

Государством регулируется, сколько денег можно иметь, чтобы обеспечить уровень покупательского спроса населения. В годы советской власти примерно 30% национального дохода шло на зарплату — это мало было. Остальные 70% направлялись на развитие экономики, культуры, науки, инфраструктуры, строились предприятия. То есть в те годы была отсталая экономика. Люди это понимали, трудились, получая мизерную зарплату, для того, чтобы их дети и внуки жили хорошо. А сейчас, в условиях рыночной экономики, примерно 60% национального дохода мы должны направлять на заработную плату трудящимся, пенсию, пособия, стипендии и т.д.

О платном образовании

Удручает тот факт, что денег становится больше не у всех, но платить приходится все больше и больше. К примеру образование.

То, что среднее школьное образование может стать платным, беспокоит народ абсолютно справедливо. Деньги, которые вы будете вносить за обучение в школах, станут неким индикатором групп детей из более обеспеченных и менее обеспеченных семей. Отношения между учениками будут меняться, что крайне плохо. Раньше мы никогда не чувствовали, что кто-то богатый, кто-то бедный, такого деления не было. Но сказать о том, что мы все были обеспеченные дети, тоже нельзя. Это ведь были послевоенные годы.

Динамика общества требует того, чтобы для всех создать доступные условия повышения своего интеллектуального развития. Этого требует в свою очередь само производство, общение с людьми, использование технических средств работы и учебы. Сейчас глобальный мир стремится к тому, чтобы люди получали образование не только в одной специальности, а в нескольких.

Воспитывающие деньги

«Не верю!» — рвется из души это восклицание. У нас немало молодых сообразительных ребят, старающихся достигнуть высокого уровня в той или иной специальности, готовые предлагать и вносить новые идеи, но, как и прежде остаются не у дел. Вот и возникает желание либо заработать деньги, обманывая и воруя, либо — в лучшем случае — заняться бизнесом.

Мы с молодых лет должны выращивать и воспитывать кадры. Мы должны обратить особое внимание на молодых, чтоб вовремя поддержать, иначе со временем они не захотят реализовать ту потенциальную возможность, которую имеют. Талант человека, его новаторские способности мы должны научиться замечать, двигать и стимулировать достойной зарплатой. А у нас нет индивидуального подхода. У нас если инженер, то инженер, и по ставке инженера он получает ту же зарплату. А ведь инженеры разные, один может прекрасно что-то делать, а другой «так-сяк», а зарплату оба получают одинаковую.

Знаете, в Японии есть система ротации и постоянного закрепления кадров. Система ротации кадров связана с тем, что человек после получения высшего образования должен освоить все участки работы того предприятия, куда его устроили после учебы. Попробуйте-ка нашего выпускника технического института устроить простым рабочим — он возмутится и скажет, что учился в университете и не будет работать каким-то рабочим. В Японии же молодого человека поднимают по служебной лестнице, если он проявил себя, соответственно и зарплату повышают, и так вплоть до места гендиректора. Есть система постоянного закрепления кадров, для того чтобы человек стал в коллективе родным.

К примеру, работник идет к начальнику и говорит, что создает семью. Ему сразу поднимают зарплату. Когда рождается ребенок, зарплату тоже повысят, приобретаешь жилье в кредит — прибавка в зарплате обязательна. У нас же в лучшем случае скинутся на подарок и поздравят, и все.

Деньги как мерило

Я отрицательно отношусь к тем родителям, которые добиваются от ребенка послушания, хороших отметок в школе, поощряя их деньгами, тем самым воспитывая в них меркантильные чувства. Возможно, потом он будет запрашивать еще больше. Потом и обманывать начнет. Он будет знать, что можно как-то выкрутиться, чтобы получить деньги.

Деньги как индикатор

Какое ваше отношение к деньгам, раньше и сейчас?

Когда мы учились, денег много не было. Жили на одну только стипендию. Знаете, мы никогда не задумывались, что эти деньги у нас могут украсть. В студенческих общежитиях мы хранили их в тумбочках. Никому не приходило в голову запирать тумбочки на замок. А что сейчас?

Нынешние дети более-менее обеспеченных родителей спокойно относятся к деньгам, и у них есть чувство уверенности, стабильности. Но когда одни студенты приезжают на учебу на очень дорогом автомобиле, а другие — на переполненном автобусе, это формирует неоднозначные взаимоотношения между молодыми людьми. В обществе не бывает такого, чтоб все имели одинаковые условия и материальный достаток, не надо говорить, что при Сталине все получали одинаковую зарплату. Да, все получали одинаково мизерную зарплату. Но и тогда были довольно обеспеченные люди, но тогда это было не так заметно, как сейчас.

Что же важнее всего: любимая работа или заработная плата?

Самое главное — это работа, поэтому человек должен не ошибиться с выбором специальности. Всегда нужно стремиться к тому, чтоб освоить и овладеть ею в совершенстве. Тогда человек будет цениться как кадр.

В завершение приведу цитату, которая расставит все точки над «i». Собственно, достаточно было сказать ее одну, чтоб понять или задуматься над тем, какое место в нашей жизни должны занимать деньги: «Карьера не ждет тебя дома, деньги не вытрут слезы, а Слава не обнимет ночью».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Анатолий Попов
Заведующий кафедрой экономической теории Финансово-экономического института СВФУ