/ Туяра Павлова

«Если нет конфликтов, то нет и жизни»

Мало кому нравятся ссоры, однако правильный конфликт двигает общество вперед. Подробнее о теме рассказывает кандидат социологических наук, доцент Института психологии СВФУ Любовь Цой.

Расскажите о роли конфликтов в отношениях между людьми – есть ли в конфликтах, как бы странно это не звучало, какая-то польза?

На мой взгляд, лучше, чем немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни» Георг Зиммель, вряд ли кто ответил на вопрос о роли конфликтов в отношениях между людьми. Он писал: «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры».

Переходя от высших философских рассуждений к реальной жизни обыденного человека, мы обнаруживаем, что различные конфликты пронизывают жизнь каждого человека. Например, конфликт поколений был во все времена, во всех культурах и обществах. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями, причины конфликта?

Межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям

Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Структура обращений молодежи за помощью к старшему поколению в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями. А потому, как «абсолютное обновление», так и «абсолютный разрыв», означало бы социальную катастрофу.

Культура противостоит хаосу, это самая главная идея в поиске ответа о роли конфликта. То есть культура предполагает, что есть какие-то нормы, по которым действует человек. Вот вопрос «Как выходить из конфликта?» – это и есть показатель культуры или ее отсутствия. Что такое культура? Культура – это норма, которая создается в обществе, нормы создаются, производятся, они транслируются (образование и воспитание), и они воспроизводятся.

Задачей семьи является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу – эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Тяжело и сложно ломать привычные взгляды на отношения, которые должны развиваться. Развитие возможно только за пределами уже достигнутого, а потому отношения между людьми развиваются через конфликт, столкновение взглядов и мнений. И этот конфликт может стать разрушительным в случае отсутствия культуры конфликта.

Этот вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений в семье: от непонимания до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений формируется ответственность каждого члена семьи за будущее всего рода, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

Поэтому роль конфликтов в жизни общества и каждого человека – культурологическая. Именно конфликты в жизни человека создают условия для формирования духовного начала, становления культурных форм взаимодействия между людьми, осознания ограничения вражды и ненависти, войн и уничтожения.

От чего зависит конфликтность человека – от характера, воспитания, других факторов?

Как часто мы сталкиваемся с тем, что слышим о другом человеке, что он конфликтный человек. Понятно, что это негативная характеристика, которая предлагается психологами, и она же отражает общественный стереотип – это негативное отношение к человеку, как участнику конфликта. Иной взгляд на конфликтогенность и конфликтность человека рассматривается в рамках организационного конфликтменеджмента. Конфликтоген дословно означает «рождающий конфликт».

Психологи, а за ними и экономисты, рассматривает конфликтогенность как психологическую негативную/отрицательную характеристику, которая проявляется в том, что человек выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов, по вине которого возникают разного рода конфликты. Конфликтогенный человек все время порождает вокруг себя конфликты, а, следовательно, напряженную обстановку.

Это склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения

Такой человек неудобен в коллективе и даже опасен, он несет с собой разрушительную силу. Чаще всего конфликтогенность свойственна людям либо с неустойчивой нервной системой, либо болезненно самолюбивым, либо с низким духовным потенциалом.

Психологи считают, что к конфликтам склоны авторитарные люди, которые обостряют вокруг себя ситуацию, у них сниженный уровень чувствительности, они легче переносят состояние конфронтации, противостояния, неопределенности. Конфликтный человек навязывает свое мнение первому встречному, ему свойственна завышенная самооценка, категоричность суждений и жесткая система оценки окружающих. Из-за чрезмерно завышенной самооценки вполне естественно возникает чувство неудовлетворения не только собой, но всеми людьми.

Конфликтность – это качество людей со слабым здоровьем. Из медицинской практики известно, что люди с девиантным поведением страдают от различных вегетососудистых заболеваний. На этой почве возникают разного рода конфликты.

В обществе всегда есть люди, которые рвутся вперед, в завтрашний день. Их не устраивает текущее положение дел, они выдвигают новые идеи, разрушая устои и прочные основы мироздания. Это новаторы, люди, которые реально создают переворот в обществе, производят трансформации и изменения, развивая и внедряя новшества?

Инноватор – это центральная фигура всех преобразований в обществе. Он не дает людям покоя, является источником инновационных конфликтов и готов на многое ради воплощения идеи в жизнь.

Известно, что практически любое новшество ведет к малым или большим изменениям в обществе, оно вынуждает прощаться с привычным укладом жизни, а также связано с риском, потерей спокойствия и преимуществ кого-либо. Соответственно, инноваторы – это, с одной стороны, опасные люди, они часто всем недовольны, испытывают проблемы во взаимоотношениях с группой, конфликтны и неуживчивы, с другой – без них многие процессы в производстве консервируются и не позволяют обществу развиваться.

С какими проблемами люди чаще всего обращаются к конфликтологам?

Очень часто слышу один и тот же вопрос: «А можно ли жить без конфликтов?» И я отвечаю, что конфликтов нет только на кладбище или в реанимации. То есть, если нет конфликтов, то нет и жизни.

Второй вопрос, который задается, а как минимизировать разрушительное влияние конфликтов на жизнь и деятельность? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, прост – идите учиться.

Что характерно якутянам в этом отношении?

Ответ на вопрос сложен. Не хочется скатываться на общественные стереотипы, например, такие как кавказцы – вспыльчивы, немцы – педантичны, украинцы – расчетливы и так далее. Возможны, разумеется, и другие варианты. Однако на самом деле самооценка каждого народа может быть другой. Любой народ видит себя добрым, отзывчивым, терпеливым, духовным.

В конце XIX века сибирский купец и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков выделил на изучение национального характера якутов 20 тысяч рублей. В те времена это была солидная сумма, так как бутылка водки стоила рубль. Исследование показало не только противоположные взгляды, но и убийственные характеристики целому народу, в связи с поверхностным пониманием культуры и быта якутов, а также погоней за «жареными» фактами.

Исторически у якутов образцы поведения у народа и родовой аристократии были разными

Этос аристократии – это «рыцарский дух», включающий благородство, честность, демонстрируемую щедрость, праздность, пиры, угощения, расточительность. Якутский эпос олонхо в значительной мере – это катехизис «благородного мужа». При этом такие ценности, как честность, справедливость, благородство распространились во всех слоях общества и признаются людьми независимо от общественного статуса. У якутов критерий нравственной оценки проступков довольно долго был напрямую связан с религиозными чувствами.

Поскольку народы Якутии, в отличие от народов более южных регионов, продолжительное время своей этнической истории жили несколько изолированно, с менее интенсивными социальными контактами, традиции обычного права вполне успешно регулировали их общественную жизнь. Прежде всего, доверие к другому человеку было основным условием жизни на Севере. Другим характерным аспектом общения была особая обходительность.

Для народа саха характерно сочетание сплоченности родственников с индивидуализмом. Этот индивидуализм якутов, основанный на их традиционном быте, был несколько изменен при советской власти, но вновь актуализирован в постсоветский период – многие современные якуты почти не рассчитывают на помощь рода, в отличие от представителей других тюркских народах бывшего СССР. Эта особенность может препятствовать этнической консолидации, она может преодолеваться за счет формирования сильной национальной интеллигенции, которая интегрирована в жизнь своего народа; такую нацию создает только город в современном обществе.

Культурно-ценностное ядро народа отражается в его идеалах, в его понятиях, очерчивающих сферу сакрального. «Сакральное» не обязательно связано с четко оформленными религиозными практиками, оно отражает приоритетность определенных ценностей, императивность связанных с ними требований или запретов. Для народов Севера характерны сакрализация природы, родной земли, сакральность жизни, поддерживающих жизнь света и тепла. Особо акцентированы ценности рода, семьи, человеческой общности, жилища, ценность умения и мастерства.

Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Любовь Цой
кандидат социологических наук, доцент Института психологии СВФУ