/ Туяра Павлова

«Фактически Октябрьской революции 1917 года в Якутии не было»

В день столетия Октябрьской революции «НУ_онлайн» беседует об особенностях 1917 года в Якутии и о том, как школьникам сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов, с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета СВФУ Натальей Радченко.

Какие моменты 1917 года в Якутии должен знать каждый житель нашей республики?

Историю революции 1917 года должен знать каждый житель страны. Он стал переломным в истории не только России, но и всего человечества в ХХ веке. Представьте: наша страна, Российская империя, шла по определенному пути развития, существовала монархия, во главе находился царь. И так мы развивались до февральских событий 1917 года.

Февральские выступления в Петрограде приводят к падению монархии. К власти пришло Временное правительство. Но оно не смогло справиться с комплексом проблем, который существовал в стране. Шла Первая мировая война, народ устал от войны, под ружье было поставлено 15 миллионов человек. Эти солдаты – вчерашние крестьяне, уставшие воевать.

В городах было сложное экономическое положение, продовольствия не хватало, и в 1917 году после прихода Временного правительства ситуация не улучшалась, а наоборот ухудшалась. Росла инфляция, падала реальная заработная плата, состав Временного правительства менялся практически каждые два месяца. Долгие годы либералы рвались к власти, но когда ее получили, не смогли взять ситуацию под контроль.

«Если мы не будем знать, в чем суть событий 1917 года, мы не будем понимать, что вообще происходило в стране на протяжении всего ХХ века»

В августе 1917 года была предпринята попытка военного переворота во главе с Корниловым, она провалилась, и после этого, когда был нанесен удар по правым, начинают усиливаться позиции левых сил. В сентябре идет процесс большевизации Советов, растет популярность партии большевиков, и в результате известных событий октября 1917 года большевикам удалось прийти к власти под лозунгом «Вся власть Советам!».

Установилась Советская власть, в результате которой наша страна пошла совершенно по другому пути развития. В период с марта по октябрь 1917 года существовала реальная возможность развития страны по демократическому пути. Приход к власти большевиков означал начало грандиозного социального эксперимента по строительству социалистического общества. Такого никогда не существовало в мире, такое общество было только в теории в работах Карла Маркса и его последователей – считалось, что со временем на смену капитализму придет социализм, идеальное общество, в котором будет реализовываться принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Давайте поговорим об особенностях этого времени в нашей республике. Каким был 1917 год в Якутии?

Фактически Октябрьской революции 1917 года у нас не было. Февральско-мартовские события очень сильно повлияли на Якутию: была устранена царская власть, созданы новые органы власти, начали действовать новые учреждения. Жизнь Якутской области активизировалась, закипела политическая жизнь. Появилась собственная политическая партии – Якутский трудовой союз федералистов.

Якутская область жила по принципам Временного правительства. Когда власть в Петрограде захватили большевики, эти перемены не восприняли как нечто грандиозное, как событие, которое изменит всю ситуацию. Местное общество восприняло это скорее как очередную попытку большевистского переворота, дни которого сочтены. Они на некоторое время продолжали жить по инерции событий февраля и находились в ожидании окончания власти большевиков. Особенно это было в первые недели после Октябрьской революции.

Однако ожидаемого не происходило, и для Якутской области настало странное время: власть большевиков они признавать не хотели, Временного правительства уже не существовало, и на что ориентироваться в своей деятельности они не могли какое-то время понять.

В феврале уже 1918 года был организован Якутский областной совет

Октябрьские события до весны-лета 1918 года никакого влияния на Якутскую область не оказали. Летом 1918 года после начала навигации в Якутск прибыл отряд под командованием Рыдзинского, который и установил в Якутии Советскую власть.

Насколько я знаю, отряд был достаточно небольшой. Как им удалось установить власть во всей области?

Якутская область в 17-18 годы представляла собой весьма далекую от центра провинцию. Связь существовала только время от времени. И особых военных сил в Якутской области никогда не было. Все знали, что в центре страны уже установилась Советская власть, и к ним идет Красная армия.

А у власти находились кто? Представители интеллигенции, и они вряд ли могли оказать организованное военное сопротивление. Возможно, приход отряда они также воспринимали как временное явление, будто вот-вот белые силы возьмут под свой контроль всю Сибирь. И поэтому Советская власть была установлена достаточно спокойно, но продержалась всего месяц. Потом в Сибири начинается гражданская война. В Якутию приходят белые, и красные вынуждены отойти. Восстановились те органы власти, которые существовали до прихода отряда Рыдзинского. Такая ситуация сохраняется до конца 1919 года.

Но осенью 1918-го ситуация в Сибири становится несколько иной: к власти в Сибири приходит Колчак. И если демократические силы, которые были сформированы в Сибири после Чехославацкого мятежа, поддерживала определенная часть общества, в том числе, и демократические партии, то Колчак многими воспринимается как военный диктатор. Даже сибирские эсеры в условиях режима Колчака оказываются в ситуации выбора: с одной стороны Колчак, с другой – советская власть. И они делают свой выбор в пользу большевиков, вместе с ними ведут борьбу против Колчака. Так, якутские эсеры в 1919 году поддерживают большевиков в их стремлении в восстановлении советской власти в Якутии.

Как современные школьники относятся к событиям 1917 года? Разбираются ли они в том, что происходило 100 лет назад?

В целом, конечно, у нас учителя иногда жалуются на уровень овладения историческими знаниями, на то, что иногда бывают не очень хорошие результаты по итогам ЕГЭ. Но я думаю, что история революции 1917 года сейчас довольно актуальна, и у части школьников есть к ней интерес. Примером может служить конкурс исторических работ, который проводился Музеем имени Ярославского среди школьников весной. Я принимала участие в качестве эксперта, работала в жюри конкурса, и мы посмотрели детские работы, по которым у нас возникло ощущение, что дети интересуются революцией. Особенно понравились работы, которые показывали революцию через призму семьи. Дети писали о своих семьях, родственниках, о том, как 1917 год повлиял на судьбы их предков.

Сейчас проводится много мероприятий, связанных с революцией, и, я думаю, учителя стимулируют интерес к этому событию среди школьников. История – такая наука, которую всегда можно преподать интересно. И во многом тут все зависит от преподавателя, от того, как он ведет свои занятия.

Я в том числе занимаюсь организацией республиканской олимпиады по истории и всегда даю темы, связанные с революцией. Конечно, приоритетной среди школьников является тема Великой отечественной войны. Они очень любят писать работы на эту тему, за что я их всегда ругаю. Потому что когда дети пишут о войне, у них начинают преобладать эмоции – работа получается больше похожей на сочинение. А если ребенок пишет эссе по истории, он должен показать знание фактов, событий, исторических оценок. Я всегда говорю – если вы выбираете тему для эссе по истории, нужно взять ту тему, в которой можно продемонстрировать свои знания.

Давайте поговорим о ЕГЭ – можно ли получить по истории 100 баллов и как это сделать?

По истории очень сложно набрать 100 баллов. Может быть, что задания составлены по одному учебнику, а ребенок готовился по другому, и отсюда возникает разница, школьник не добрал несколько баллов. Историю сложно охватить, может попасть такой факт, который в одном учебнике не был освещен, или, например, ребенок не так это интерпретировал.

У меня был очень хороший ученик, мы несколько лет с ним работали, и все равно он получил не 100 баллов, а около 98. Но я очень была довольна его работой, и мальчик поступил на исторический факультет в Московский государственный университет.

Случаев, когда дети получают на ЕГЭ по истории около 100 баллов, на моей памяти не так много. Кстати, хорошо ЕГЭ по этому предмету сдают олимпиадники.

Фото: редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наталья Радченко
кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета СВФУ