/ Нина Керемясова

Как придумывать будущее?

Что такое «инновации»? Какими должны быть современные университеты, и кто должен двигать науку? Об этом «Нашему университету» рассказал проректор по инновационной деятельности Афанасий Саввин.

Давайте начнем с самого понятия «инновация». Мне кажется, сейчас все его понимают очень абстрактно… Что такое инновации в образовательном учреждении?

Это мой любимый вопрос, я сам люблю задавать его людям. Несмотря на то, что в ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» указано, что «инновация – это конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте», в России единого официального мнения о том, что такое инновации не существует. ВЦИОМ как-то проводил подобный опрос – выяснилось, что половина людей попросту не понимает этот термин, а другая часть расходится во мнениях. Одни утверждают, что инновации возможны только на производстве, другие вспоминают про Кремниевую долину. Более того, даже в законодательных документах различных субъектов страны по-разному трактуется, что такое инновации и инновационная продукция.

У нас в республике некоторые определяют для себя так: если мы применяем что-то впервые, даже если в мире это используется давно − для нас это инновация. Я же сторонник того, чтобы инновации понимать очень просто. По большому счету, это нововведения, дающие нам определенные выгоды. Причем инновационными могут быть не только наукоемкие разработки, но и процессы, организационные формы, услуги, даже сама модель нашего университета может быть такой.

Мне очень нравится мысль нашего уважаемого проректора Алексея Томтосова, который сказал, что инновации – это прежде всего преодоление традиций.
Что касается инновационной деятельности в образовательном учреждении. Если говорить сухим официальным языком, федеральным законом определено, что она осуществляется в целях развития и модернизации образовательной системы, в части научно-педагогического, организационного, кадрового и материально-технического обеспечения.

Но ведь сейчас вузы выходят за рамки этого определения…

Совершенно верно. Сейчас университеты призваны влиять на социально-экономическое и технологическое развитие регионов. Например, создавая малые инновационные предприятия. Лидером в этом отношении является Массачусетский технологический институт. Еще в 1997 году банком Бостона было подсчитано, что стартап компании внутри MIT произвели продаж более чем на 200 млрд долларов в год и обеспечили дополнительный миллион рабочих мест американской экономике. Просто фантастические показатели, в которые трудно поверить. Есть известный пример Техасского университета в г. Остин, который создал один из самых успешных в США бизнес-инкубаторов, что способствовало развитию местной экономики и признанию Остина как технологического центра. Коммерциализация научной деятельности через стартапы, так называемая «спин-офф» активность – это и есть третья роль университетов.

А какой опыт у нашей страны?

У нас есть неплохой опыт. Например, один из ведущих технических вузов России – Московский физико-технический институт всегда отличался очень сильной подготовкой выпускников. И студенты старших курсов фактически устраивались в базовые организации, вся практическая и научно-исследовательская деятельность велась там. Но с развалом Союза, в 90-е годы эта связь с базовыми организациями, с производством была нарушена. Сегодня физтеховцы пытаются восстановить подобную систему, однако сейчас они уже создают мощный научно-технологический и бизнес-кластер вокруг университета. То есть, если раньше около 80% исследовательской деятельности было сосредоточено во внешней среде, то сейчас пропорции существенно изменились. Появилось множество основанных физтеховцами небольших компаний.

Сегодня много говорится о предпринимательском университете. Уместна ли эта модель для нашего университета?

Конечно. Но важно понимать, что есть много разных концепций и моделей. Существуют модели предпринимательского, научно-исследовательского и других вузов, говорят об «англо-саксонском» или «германском» университете. Мы же находимся в той уникальной ситуации, в которой мы, с одной стороны, классический вуз, с другой − мы должны и наукой заниматься, и влиять на развитие региона в целом. На мой взгляд, уместно говорить о модели регионообразующего университета. То есть мы должны быть интегрированы в те регионы, на развитие которых мы хотим влиять.

«Да какие у нас могут быть инновации!» − обычная реакция людей на открытия инновационных технопарков и центров. Какой потенциал у федерального вуза в этом направлении?

С тех пор как появилась медведевская тема об экономике инноваций, с созданием «Сколково», образовалась прослойка людей, которые весьма негативно воспринимают происходящие вещи. Перед страной стоит задача форсированного перехода «от экономики директив − к экономике инноваций». Да, мы могли бы делать все это постепенно: удобрять почву, сеять семена, ухаживать и ждать всходов, а сейчас нам приходится готовые деревья сажать. То есть мы заняты не только созданием среды для инноваций, но и созданием самих инноваций. Возможно, такой путь тоже принесет какие-то плоды, с деревьев тоже падают семена. Пути назад у нас нет. Уже то, что об этом стали говорить, то, что сознание людей начало меняться, − уже это принесло какую-то пользу.

У нас, в СВФУ, создан Арктический инновационный центр, пояс малых инновационных предприятий, 89 научных лабораторий, зарегистрировано более 120 патентов и так называемых «ноу-хау», причем половина уже внедрена в хозяйственный оборот. Конечно, у нас нет такого большого производственного центра, как скажем, на Урале, у нас ограниченные человеческие ресурсы. Существует теория, что только 5% людей могут двигать научно-технический прогресс. Что такое 5% населения для полуторамиллиардного Китая и для нас? Поэтому для нас особенно важно вкладываться в человеческий капитал. Люди, как и бизнес, требуют инвестиций. Невозможно что-то создавать, даже имея новейшее оборудование и технологии, без подготовленных людей.

А на что мы делаем ставку? На молодых? Готовы ли ученые, грубо говоря, «старой школы» к инновационной деятельности?

Я очень не люблю, когда начинают «ломать старое и мчаться к новому». Геббельс очень верно сказал, «что если хотите поработить народ – лишите его истории». У нас очень хорошие традиции, есть научные школы. Нам нужен некий симбиоз молодости и опыта.

Сегодня к ученым предъявляются совершенно другие требования, чем 20 лет назад. Если раньше была жесткая связка «наука-производство», то сейчас очень многие вещи ложатся на самих исследователей. Они должны сами выявлять перспективные технологии, осуществлять исследования и разработку, искать заинтересованных потребителей своих продуктов, средства для его продвижения. Конечно, есть определенные сложности, но надеюсь, со временем система будет налажена. Я убежден, что когда-нибудь крупный бизнес повернется лицом к науке, будет создавать исследовательские центры. Инициатива в какой-то степени должна исходить от него. А сейчас бизнес и наука живут в разных мирах, ведь наши ученые всегда очень настороженно относились к предпринимателям. Так вот, преодолеть этот антагонизм − наша общая задача.

Расскажите о МИПах, которые уже созданы в СВФУ, насколько эффективно они работают?

В университете создано 21 малое инновационное предприятие, основные направления которых строительство, медицина, биотехнологии, ИТ. В этих МИПах мы создали 109 рабочих мест, привлекли к работе более полусотни студентов и аспирантов. Общая выручка компаний за прошлый год составила 80 млн рублей. Согласитесь, неплохой результат.

В ближайшее время мы проведем внешнюю экспертизу всех созданных предприятий: оценим их на предмет перспективности, окупаемости. Разумеется, будем выстраивать нормальную систему корпоративного управления. Это годовые планы, ключевые показатели эффективности, ежегодные аудиты. Должны быть абсолютно прозрачные отношения между вузом и МИПами. Корректно должны быть оформлены договоры аренды оборудования, недвижимости. Важно, чтобы все привлекаемые к работе предприятий сотрудники были трудоустроены в соответствии с действующим законодательством.

Многие из наших МИПов не нуждаются во вмешательстве университета в процесс оперативного управления. Они вполне могут развиваться самостоятельно. Более того, крайне важно, чтобы эти предприятия шли в свободное плавание, учились зарабатывать самостоятельно, и не зависеть от вуза. Но, как всегда, есть и исключения. Особенно это касается наукоемких компаний. Им нужна бОльшая поддержка, какой-то инкубационный период, время на становление. Нужно с ними правильно работать, не давить какими-то своими требованиями и бесчисленными отчетами. Разработкой бизнес-планов, маркетингом и юридическими вопросами таких компаний мы должны заниматься самостоятельно. А все остальные вспомогательные операции отдать на аутсорсинг.
Что касается новых инновационных предприятий, у нас в приоритете те компании, которые могут создавать высокую добавленную стоимость. Которые имеют перспективы не только в пределах республики или в регионах нашего влияния, а по всей стране или даже за рубежом. И, конечно, мы будем искать партнеров в лице крупных компаний, которые могут встроить МИП в свои сбытовые и производственные цепочки.

Личное дело:
Я считаю себя человеком республики. Родился в Якутске, по работе много ездил по северу, родственники наши живут в разных районах. Так что с каждым улусом у меня есть связь.
Окончил авторскую школу Нины Алексеевой, Институт математики и информатики ЯГУ, аспирантуру Финансово-экономического института.
В моей жизни с детства было два главных увлечения: футбол и чтение. В разное время выступал за различные команды: института, совета аспирантов, до сих пор с друзьями не теряем связь.
Особое место в моей библиотеке занимают произведения Василия Яна, Аркадия Фидлера, Владимира Обручева и Джорджа Макдональда Фрейзера.
Любимое блюдо: якутский суп.
Является членом Совета по развитию отрасли информационных технологий при Президенте Республики Саха (Якутия), членом Общероссийского союза ИТ-директоров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.