/ Нина Керемясова

«Любого студента со средним IQ можно развить до новатора»

Молодой преподаватель – это новые идеи, новые инициативы. Они быстрее усваивают изменения в мире, лучше понимают студентов, новаторски подходят к старым понятиям. Это символ нового образования. Сегодня мы поговорили с преподавателем автодорожного факультета Миленой Смолиной.

Не учить, а увлекать

Автодорожником и преподавателем я, можно сказать, стала случайно. Поступив, не пожалела, потому что дорожников в республике не хватает, и хотя автодорожный факультет существует уже несколько лет, отрасль мы еще не заполнили своими выпускниками. Наша сфера в республике такова, что на счету каждый сотрудник.

Если говорить о преподавательской деятельности, можно сказать что Вы уже освоились?

Я начала преподавать с 2010 года, и, смею надеяться, что с каждым годом становится легче. Теперь я понимаю, что студента нужно не только учить, его нужно увлекать, заинтересовывать. Я веду профильные дисциплины на старших курсах, думаю, к этому времени основной контингент составляют действительно заинтересованные в знаниях студенты. У нас на втором, третьем курсах студенты проходят через теоретическую механику и сопротивление материалов — они считаются своеобразными фильтрами.

Большинство студентов не осиливают и отсеиваются, и я считаю, что это правильно. Инженеров нужно обучать с особой долей строгости. Они будут строить сооружения разной степени ответственности, например, мосты, которые относятся к сооружениям первой степени ответственности. И дороги. Все мы знаем, в каком они плачевном состоянии. Так что, инженерами могут быть далеко не все.

Стереотипный образ преподавателя таков: заунывный лектор, усыпляющий студентов. Чем Вы привлекаете внимание своих студентов?

Интерактивными средствами. Есть замечательные фильмы BBC и National Geographic. Например, из cерии «Megasructures» такие как «Самый большой подвесной мосте в мире — «Akashi Kaikyo Bridge». Я считаю, что они очень познавательны, студенты должны знать об уникальных сооружениях, строящихся по всему миру, ведь жизнь познается в сравнении.

Вообще преподаватель — это творец, ты постоянно должен придумывать что-то новое, чтобы заинтересовывать студентов. Сейчас я прохожу обучение в NEFU-SIS (School of international studies), думаю, почерпну много полезного у наших профессоров.

Образование перешло на новый уровень, все больше времени и внимания уделяется самостоятельной работе студентов. Мы движемся к дистанционному образованию.

Студентов без контроля оставлять тоже нельзя, ведь при самостоятельном изучении многое упускается. И к новому веянию они пока еще не готовы. Взять, к примеру, меня. Мой научный руководитель сейчас в Новосибирске. Электронная почта — это, конечно, замечательно, но для успешной работы нужно, чтобы он сидел в соседнем кабинете или хотя бы находился в том же городе. Живого общения ничто не заменит.

При дистанционном обучении качество образования будет низким, ведь студент должен быть настолько организованной личностью, чтобы работать самостоятельно. Редко встречается молодой человек, который сам изучает материал, ищет что-то новое. Однако я согласна с тем, что со временем мы должны перейти к дистанционному обучению. Согласитесь, что по существу преподаватель так или иначе искажает информацию, проводя ее через свое сознание. Он должен грамотно направлять студента и грамотно контролировать процесс обучения.

Проводить время с пользой – это дар

Заставить студента действовать сложно, большинство приходится «тащить». Это к тому, что сейчас любое проявление активности достаточно стимулируется руководством университета. Денежные поощрения, повышенная стипендия, призы в виде гаджетов. А ведь раньше за победы в олимпиадах давали калькуляторы, USB-накопители или тортики.

Сейчас, мне кажется, при правильной самоорганизации студенты могут многого добиться. Перед ними столько возможностей. Оглядываясь на себя, студентку, я понимаю, что могла бы успеть за время учебы гораздо больше. Могла бы, скажем, больше публиковаться в научных изданиях. Самое главное, что нужно нынешней молодежи, — это активнее включаться в жизнь университета. Быть информированным, знать, что происходит в ВУЗе, на факультете.

А сейчас времени на все хватает?

Честно признаться, времени на науку остается совсем мало. Я — ассистент на полную ставку, председатель профкома сотрудников факультета, куратор, занимаюсь учебно-методической работой. А ведь необходимо писать диссертацию, проводить эксперименты, успевать публиковать статьи. Думаю, молодым ученым нужно освободить вторую половину дня. Особенно мешает «бумажная» работа. Каждый месяц отчеты, планы.

А что все-таки в приоритете?

Наука, разумеется, только она. В университете в профессорско-преподавательском составе без нее вообще особо делать нечего. Тем более у нас, технарей, наука сразу преобразовывается в лекции. Вот сейчас, к примеру, с парой студентов мы работаем над выполнением государственного контракта. НИРы и НИОКРы — это то, за счет чего, работая в университете, можно нормально жить, получать дополнительную финансовую помощь, продвигать свои разработки, привлекать студентов и заинтересовывать не просто каким-то мистическим словом «наука», а чем-то более конкретным в материальном плане.

Чего бы Вы хотели добиться в преподавании?

Я хочу, чтобы мои студенты знали, чего хотят, и правильно оценивали свои возможности. Каждый студент должен понимать, зачем он учится в университете, зачем тратит по восемь часов в день на занятия. Любого студента со средним IQ можно развить до новатора, главное, чтобы было желание, а средства найдутся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Милена Смолина
Преподаватель автодорожного факультета

Работает над диссертацией «Усиление пролетных строений мостов до нормативных нагрузок (на примере Республики Саха (Якутия))» под руководством Бокарева Сергея Александровича, проректора по науке СГУПС, д.т.н., профессора. Любит читать, любимая книга – «Академия» Айзека Азимова.