/ Туяра Павлова

«Малый бизнес может креативным образом привлечь интерес к выборам»

Как меняется избиратель, что будет интереснее всего на мартовских выборах и почему блогеры должны прийти в политику, рассказывает старший преподаватель кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета СВФУ Петр Софронов.

Какими будут предстоящие выборы – что в них, на ваш взгляд, будет интересного?

В последнее время выборы редко бывают интересными. Я думаю, все будет стандартно. Интересно будет, какой кандидат займет второе место, какой будет на третьем месте, и какой кандидат от какой партии в результате выборов может понести электоральные потери. За второе место, я думаю, будут биться три человека: Грудинин, Жириновский и, в какой-то степени, Явлинский.

А как же Собчак?

Думаю, она их не превзойдет. Я не испытываю никаких иллюзий в отношении Ксении Анатольевны. Но я рад тому, что в числе кандидатов на пост президента России появился мой, условно, ровесник. Это говорит о том, что у нас повышается уровень политической культуры, меняется избирательный процесс. В лице Собчак мы видим не только определенное поколение и культурные идеи – я не называю это политическими идеями, заметьте. Все-таки Собчак больше ассоциируется с такими понятиями, как «Дом-2», вручение премии «Женщина года журнала Glamour» и так далее. Но радует, что в нашей политической структуре происходят определенные изменения.

Раньше ведь таких молодых кандидатов, тем более, женщин, не было. Как думаете, какие тенденции у нас теперь будут в политике?

В масштабах всех стран сейчас идет тенденция омоложения. Это наглядно видно, посмотрите, хотя бы на наш Ил Тумэн. Во всех регионах России так. Посмотрите на крупные международные компании – очень много молодых топ-менеджеров. Белый дом в США – там Иванка Трамп, зять Трампа. Это представители поколения людей, родившихся в 80-е годы.

Но еще не известно, к чему такое омоложение может привести. Потому что у этих людей нет практического опыта. Часть из них «тащат за уши» или пинают, скажем так, на готовое место. И напишите это – о таком надо говорить, иначе никак. Пусть люди понимают.

Среди молодежи во всем мире можно отметить культ карьеризма. Но это чисто капиталистический подход, а он, сами понимаете, не самый гуманный, потому что в нем не ясен результат. Я все-таки сторонник более зрелого подхода. Под зрелостью я подразумеваю определенный житейский опыт, мудрость, готовность нести ответственность.

Давайте поговорим о нашем, якутском избирателе. Какой он?

Гиперактивности среди молодежи я не вижу. Волонтерами и активистами становятся люди, которые с самого начала преследуют определенные цели и задачи – культ карьеризма процветает. Сознательных среди них меньше, чем хотелось бы. Но ничего негативного в участии молодежи в политике я не вижу.

Я много ездил в свое время по России, участвовал в выборах федерального уровня в Новосибирске. Когда я в 2003 году занимался выборами, мне самому было 22 года. Мы с друзьями работали на избирательный блок «Новый курс автомобильная России» по городу Новосибирску и Новосибирской области. Были молодыми и зелеными, но отработали на советь, за такое не стыдно. В таком возрасте отвечать за целый регион – это было супер. Есть, что детям рассказать. До сих пор всей командой дружим крепко, все работаем в разных сферах.

Теперь же я вижу, что идет процесс омоложения – мы видим на выборах людей, которым только исполнилось 18 лет. Но все-таки говорить о суперактивности нашей молодежи в политическом плане не стоит. Потому что наша молодежь, как и их родители, в основном, люди стеснительные, у них может быть своя ментальность. Это моя точка зрения, я ее никому не навязываю.

Как считаете, молодежь выбирает умом или сердцем?

В том, что молодежь может выбрать по зову сердца, ничего плохого нет. Каждому свое, как говорится. Не все люди политизированы. Особенно это касается женщин определенного возраста и определенного положения.

Все активно обсуждают, как привлечь на выборы народ, особенно молодежь. Как?

Давайте вспомним наше с вами детство: как ходили на выборы наши родители? Это был праздник! Государство умело создавать нужную атмосферу. Например, под 90-е годы в сельских клубах продавали дефицитные товары. Люди могли не просто проголосовать, а вернуться домой не с пустыми руками.

А сейчас мы что видим на избирательных участках? Не всем достаются кружечки, ручки, бумажка от «Энергосбыта», которая дает право платить без пени. Я считаю, что пришло время креативить в этой области. Идет новое поколение. Люди, которые родились в конце 90-ых, уже избиратели. И это не большой секрет, что они не самые политизированные люди. Но сомневаюсь, что и в Советском Союзе все были заинтересованы в политике. Я не вижу ничего плохого в советском опыте проведения выборов.

Есть ли у нас в стране люди, которые могут этим заняться?

К этому делу можно подключить молодых предпринимателей. Именно в малом бизнесе я вижу способность креативным образом привлечь у населения интерес к выборам. Что могут сделать крупные компании? Например, «Энергосбыт» даст талончики, а парк культуры и отдыха даст купоны на то, чтобы прокатиться на белом трамвайчике. Люди должны к выборам отнестись как к обязательному гражданскому мероприятию и способу получить что-то хорошее, запоминающееся.

По поводу предпринимателей: как считаете, приход бизнесменов в политику – это хорошо или плохо?

Если честно, гораздо большего я ожидаю от прихода в политику блогеров. Предприниматель, не секрет, всегда баллотируется с учетом определенных интересов. Поэтому большего эффекта я жду от прихода хотя бы на уровень городского собрания блогеров, известных, хотя бы, в городе. Приход блогеров хотя бы на уровень муниципальных представительных органов может реально послужить стимулом определенным изменениям, например, в ЖКХ. Если наблюдать по СМИ, именно на блогеров сейчас приходится основная общественная нагрузка. Они в некоторых аспектах будут гораздо эффективнее, чем Общественная палата.

Вопрос в том, готовы ли наши блогеры? Потянут ли они? Потому что приход в представительные органы власти требуется соответственного уровня знаний, культуры поведения. И, кроме того, фигура должна быть симпатичной. Есть блогеры, которые отторгают, как энергетические вампиры, мусолят одну тему, и от них, скажем так, пользы как от козла молока. А есть позитивные блогеры, которые умеют привлечь внимание.

А как вы относитесь к самовыдвиженцам – в Ленском районе или Нюрбе, например, на выборах победили представители без партий.

К этому я отношусь, в целом, позитивно. Я сторонник того, чтобы не было политической монополии. Это во благо государственного развития. Это показывает, что интересы части общества могут реально решиться.

Почему побеждают одномандатники? У избирателей может появится усталость от одних и тех же лиц, одних и тех же партий. Ничего плохого в победах одномандатниках я не вижу. И властям надо считаться с мнением населения и вступать в диалоги, не ориентироваться на политику. Если власти акцентируют внимание на том, что победа одномандатника – это плохо, это говорит о низкой политической культуре и средневековых представлениях «наш – не наш», «ваш – не ваш».

Какими вы видите выборы в России через, скажем 20 лет?

Обязательно все изменится. Может, даже лет через десять все изменится. Люди будут больше ходить на выборы – при условии, что в день выборов будет не только призыв «Исполни свой гражданский долг», но и какой-то креатив.

Выборы никогда не иссякнут, и определенные изменения будут. Кое-что будет исходить от федерального центра, но инициатива может идти от регионов, от муниципалитетов. Умные люди сидят и там, и там. И, если будет диалог снизу, верх всегда послушает.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ; из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Петр Софронов
старший преподаватель кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета СВФУ