/ Вероника Мигалкина

«Мою работу продолжают мои ученики»

Профессор кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ СВФУ, заслуженный деятель науки РС(Я) Василий Илларионов, посвятивший всю свою жизнь исследованию, сохранению и популяризации якутского народного эпоса Олонхо, рассказывает о начале исследовательского пути, своей работе и международных связях, а также о традициях и наследии, которых необходимо сохранять.

С каких лет вы начали интересоваться олонхо?

Я родился в селе Кюкэй Сунтарского улуса. Меня воспитала бабушка, которую я сравнивал со старухой Дарьей из романа Николая Мординова – Амма-Аччыгыйа «Сааскы кэм». Моя бабушка была такой же неутомимой труженицей и рассказчицей. Она знала много сказок, пословиц, загадок. По вечерам у нас собирались ее подружки – сказительницы, певуньи, тойуксуты. Каждый вечер я засыпал под их пение.

Позже, когда меня отдали в Эльгяйскую школу-интернат Сунтарского улуса, где мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов–пропагандистов народного творчества. Наш директор Николаев Егор Михайлович, был знаменитым тойуксутом (народным сказителем)-импровизатором. Завуч Иванов Иван Герасимович, более известный как поэт Нуолур, вел кружки юных поэтов и краеведов. Под его руководством мы собирали материалы о знаменитых людях Эльгяя: тойуксутах, олонхосутах, участниках знаменательных событий. Воспитатель, Игнатьев Иван Степанович, по вечерам собирал вокруг себя ребят и исполнял олонхо.

Как начинался путь в науку ?

В годы своего студенчества в ЯГУ я начал заниматься в научном кружке «Олонхо» у преподавателей М. А. Чоросова и Д.С. Макарова. Я был старостой этого же кружка. С членами кружка мы ездили на фольклорные экспедиции по улусам республики. В итоге этих поездок мне посчастливилось в полном объеме записать на магнитную ленту олонхо «Ого Дуолан» сунтарского олонхосута М. З. Мартынова и олонхо «Уол Дугуй» Кангаласского олонхосута Е.И. Кардашевского.

По совету своего преподавателя Д.С. Макарова я основательно взялся за изучение исполнения олонхо сказителями. Используя собранную работу и архивные материалы якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР, написал дипломную работу, куда внес имена пятисот олонхосутов Якутии, распределив по улусам.

Учебу в аспирантуре совмещал с работой в Институте гуманитарных исследований. Диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Искусство якутских олонхосутов» я защитил в Институте литературы и искусства АН Казахской СССР в 1991 году. И в 1997 году в Улан-Удэ защитил докторский доклад.

Вы автор семи монографий и 350 научных и научно-популярных статей, подготовили и выпустили множество книг. Какое свое «детище» вы считаете наиболее важным?

Для автора все работы важны. Пожалуй, самой глобальной и трудоемкой работой сочту участие в подготовке к изданию научно-популярной серии «Саха боотурдара». Первый том серии вышел в трех книгах, содержащих полный текст олонхо «Алаатыыр Ала Туйгун» усть-алданского олонхосута Р.П. Алексеева с описанием подвигов трех поколений богатырей. В настоящее время вышло 16 томов серии «Саха боотурдара».

Также очень интересно было заниматься поиском и восстановлением произведений из репертуара прославленных импровизаторов С.А. Зверева – Кыыл уола и У.Г. Нохсорова.

Как взаимосвязаны Ысыах и Олонхо?

Моя работа держится на трех китах: Олонхо, Осуохай и Ысыах. В 1978 году меня, начинающего фольклориста, пригласили на II Фольклорный фестиваль в качестве жюри. С тех пор работаю над решением проблем Ысыаха и Осуохая. Изучаю организацию празднества, его традиции, обряды, осуохай в улусах Якутии. Выпустил несколько книг по данной проблеме. В книге «Ысыахи Возрождения» есть рекомендации на организацию современных Ысыахов, где традиционные обряды должны завоевать главное место. Люди во время летнего солнцестояния, проведя ритуал обращения с молениями к верховным божествам, восседающим на девяти ярусах небес, должны заряжаться позитивной энергией, укрепляться морально и физически. К сожалению, данная идея не получила должной поддержки, за исключением ее воплощения в долине Туймаада.

Ысыах и Осуохай – понятия неразделимые. Эти «родные сестры» имеют общую основу «ыс» – ысыах, эсиэх, осуох. Осуохай – основное мероприятие Ысыаха. Моя книга «Сунтаар оһуохайа» определяет жанр и выявляет истоки возникновения осуохая.

В прошлом году прошла презентация американского электронного журнала, целый номер которого был выпущен в честь вашего 70-летия. Расскажите о ваших зарубежных связях.

Действительно, летом 2017 году профессор Далласского университета США доктор-музыковед Робин Харрис выпустил персональный журнал, посвященный моей работе с музыкальным пособием по олонхо «Мулдьу Бөҕө».

Я выступал с научными докладами на международных конференциях фольклористов в Турции, Киргизии, Казахстане, Болгарии, Китае. Избран членом правления Международной ассоциации тюркологов, являюсь членом редколлегии международного журнала «Тюркология».

Также принял участие на представлении заявки героического эпоса Олонхо в ЮНЕСКО, в результате которого Олонхо провозглашено шедевром мировой духовной культуры и являлся участником на международных конгрессах в Казахстане, в Международном форуме тюркских народов в Турции, в международной конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии». Также я читал лекции в Гарвардском университете и Дартмутском колледже в США.

Василий Илларионов работает заведующим кафедрой фольклора и культуры СВФУ. Продолжает работу по сбору и изданию фольклорных памятников. Недавно выпустил 3 книги своих учеников, еще одну книгу олонхо Н.Д. Павлова – Туулээх Уйбаан и книгу из серии «Замечательные люди Якутии» о учителе-краеведе Н. И. Алексееве. «Мою работу по исследованию и пропаганде фольклора продолжают мои ученики. Под моим руководством кандидатскую диссертацию по специализации «Фольклористика» защитили 6 человек. Р.В. Корякина пишет диссертацию по поэтике Олонхо», — завершает ученый.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Василий Илларионов
доктор филологических наук, профессор кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ СВФУ