/ Анна Постникова

«На любом этапе развития региона труд инженера всегда был востребован»

Инженерно-технический институт СВФУ готовит кадры для строительной индустрии Якутии и с каждым днем динамично развивается. Подробнее об успешной подготовке инженерных кадров в СВФУ сайту «Наш университет_онлайн» рассказал директор института Терентий Корнилов.


Как вы оцениваете деятельность института за годы его существования в части обеспечения региона кадрами?

Специальность «Промышленное и гражданское строительство» была открыта наряду с геологией и горным делом в 1956 году на инженерно-техническом факультете. И это было связано с промышленным развитием нашей республики (ЯАССР) в 50-х и 60-х годах прошлого столетия. Наши выпускники вместе с геологами и горняками внесли весомый вклад в строительство промышленных поселков и городов, например, Мирного, Удачного, Айхала, Усть-Неры и других, крупных объектов алмазодобывающей промышленности. Особо следует отметить вклад инженеров-строителей (ПГС) в развитие столицы республики в 70-е и 80-е годы.

Это, в первую очередь, внедрение крупнопанельного домостроения и кардинальное решение проблемы обеспечения жильем городских жителей. Тогда крупными строительными предприятиями руководили наши выпускники Спартак Борисов, Александр Берш, Вениамин Судачен и многие другие.

Отдельно следует отметить простых сельских строителей. В те времена практически в каждом совхозе работали прорабами и мастерами наши выпускники, и многие школы, сельскохозяйственные постройки и другие объекты были построены благодаря им. В конце 70-х и начале 80-х годов многие выпускники были направлены на строительство БАМ и города Нерюнгри. Практически за короткий период с нуля был построен город со 100-тысячным населением.

В 90-е годы на инженерно-техническом факультете были открыты специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Производство и применение строительных материалов и конструкций», «Технология деревообработки»

И это было связано с нехваткой специалистов в этих областях, внедрением новых технологий в инженерном обеспечении зданий, производстве материалов и деревообработке.

При переходе на рыночные отношения наши выпускники были одними из первых, кто организовывал, несмотря на экономические трудности, свои проектные и подрядные предприятия различных форм собственности. В 90-ые годы впервые с использованием технологии монолитного домостроения были построены учебные корпуса нашего университета, Национальный центр медицины РС(Я), якутский театр и многие здания, которые и в настоящее время украшают Якутск. Сегодня в Якутске и других населенных пунктах построены и строятся прекрасные жилые дома повышенной этажности и объекты общественного назначения с современным инженерным обеспечением, и это все благодаря труду и знаниям наших выпускников.

В середине 2000-ых годов было открыто новое направление «Землеустройство и кадастры». Земельные вопросы в любом обществе являются главенствующими и требуют правильного юридического и экономического подхода. По данному направлению инициатором открытия специальности Екатериной Афанасьевной Архангельской были поставлены задачи по использованию студентами современных компьютерных технологий, в том числе ГИС. Сегодня выпускники этого направления успешно работают специалистами в управлениях муниципальных образований и землеустроительных компаниях республики.

Вклад выпускников инженерно-технического института и других технических подразделений университета в социально-экономическое развитие республики и Дальневосточного региона огромный. На любом этапе развития региона труд инженера всегда был востребован.

Какие планы имеются по развитию инженерного образования?

Основные тенденции развития современного мира связаны с активным использованием IT-технологий и автоматизацией процессов. В сфере строительства, начиная от проектирования и до эксплуатации здания, должна использоваться технология информационного моделирования зданий.

При строительстве зданий и уникальных объектов применяются новые технологии монтажа, например, 3D-принтеры, высокопрочные бетоны и сталь, энергоэффективные теплоизоляционные материалы и светопрозрачные конструкции. В части инженерного обеспечения зданий развитие направлено в сторону повышения комфортности проживания (благоприятный температурно-влажностный режим в помещениях, рекуперация воздуха, очистка воды и т.п.), полной автоматизации эксплуатации зданий, дистанционного управления жизненным циклом, использования альтернативных источников энергии. И, конечно, мы учитываем современные требования при обучении наших студентов. Сегодня инженер-строитель и архитектор должны владеть знаниями и навыками по BIM-технологиям, хорошо ориентироваться в современных технологиях строительства энергоэффективных и «умных» зданий.

Информационные технологии также широко и активно применяются в землеустроительной деятельности: цифровые измерительные приборы, использование космических съемок, ГИС-технологии, базы данных и т.д. Будущий кадастровый инженер должен владеть знаниями и навыками в этих областях, без которых сегодня трудно представить работу в этой сфере деятельности.

Использование древесины как экологически чистого материала в мебельной промышленности и строительстве в XXI веке далеко шагнуло за пределы реального. Это, прежде всего, связано с возможностями современного производства материалов и конструкций (многофункциональные станки с ЧПУ, высокопрочные клеи и так далее).

В Норвегии, например, построено здание высотой 85,4 м с применением клееного бруса и панелей из поперечно-клееной древесины. И сегодня наша задача – не отстать по этому направлению подготовки (технологии деревообработки). А это требует развития материально-технической базы, наличия и привлечения квалифицированных преподавателей, прохождение практики на современных производствах, в том числе за рубежом.

Еще одним из перспективных направлений подготовки является прикладная механика. Это, прежде всего, связано с развитием высокотехнологичных производств с использованием автоматизированных и робототехнических систем

Сама система образования, технологии обучения становятся другими, мы внедряем принципы устойчивого развития, зеленых стандартов, вместе с тем и технологии системного мышления. И здесь очень важно учитывать и ориентироваться на региональный спрос, важно все: глобальные изменения климата, условия и требования строительства на севере, уровень и потенциал социально-экономического развития региона.

Студентов, будущих инженеров, мы должны учить также имитационному моделированию всех сценариев, вариантов решения поставленной задачи, учить принимать решение на основе системного анализа при неопределенности. И потому наша главная задача сегодня – дальнейшее развитие по всем направлениям в прошлом году созданной цифровой лаборатории моделирования.

Также обязательным в образовательном процессе становится привлечение студентов с младших курсов к исследовательской деятельности. Наряду с этим, мы не только внедряем образовательные технологии командной работы такие, как форсайт-сессии, хакатон, но и тесно сотрудничаем с производственниками, работодателями. Планируем сделать постоянным проведение с ними вместе workshop мероприятий для студентов и решать реальные производственные задачи, моделировать проблемные ситуации, как это мы делали с участием ДСК весной этого года.


Расскажите, пожалуйста, как институт работает со школьниками, какие виды активностей предлагает ИТИ?

Кроме традиционной профориентационной работы в школах, преподаватели института проводят олимпиады по черчению и компьютерной графике. Особенно следует отметить работу Малой архитектурной академии. В рамках республиканской архитектурной декады ежегодно проводятся мастер-классы для школьников и учителей, олимпиады по рисунку и архитектуре.

Особое внимание мы уделяем работе через социальные сети и СМИ, развитию сайта института. Современные школьники получают в основном информацию через средства активной коммуникации. Поэтому мы должны проводить больше профориентационных мероприятий для учащихся именно с использованием информационных технологий.

Школьники принимают участие в работе кружка «Технолог» и в экспедиции по изучению исторической архитектуры Якутии

Отдельно проводится работа со студентами СПО – это вебинары и мастер-классы, подготовка студентов к чемпионатам профессионального мастерства WorldSkills. Ежегодно мы участвуем в организации проведения Дальневосточного конкурса «Я – инженер», в рамках которого в летний период проводятся образовательные мероприятия среди школьников.

Ежегодно институт оканчивают около 200 выпускников по четырем направлениям бакалавриата. В 2020 году в ИТИ намечается 231 выпускник. Из них предварительно будут трудоустраиваться по специальности 21,65%, поступать в магистратуру 49,78% остальные 28,57% будут заняты по другим каналам (служба в российской армии, декретный отпуск или по уходу за ребенком). В новом 2020-2021 учебном году по очной форме обучения ИТИ имеет 200 бюджетных мест.

Кураторы новых программ подготовки рассказывают о них подробнее:

Екатерина Архангельская,
доцент кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости, кандидат технических наук, куратор программы «Организация инвестиционно-строительной деятельности»:

– Это уникальная образовательная программа, основанная на междисциплинарной инженерно-экономической подготовке в области технологии, экономики, организации, управления инвестиционно-строительным процессом, эксплуатации, реконструкции и модернизации объектов недвижимости.

Преимущество программы заключается в серьезной базовой подготовке специалиста в сфере организации и управления строительством с формированием цифровых компетенций, компетенций специалиста в области устойчивого развития. Современный специалист должен быть готов к принятию решений в производственной деятельности сразу по нескольким направлениям, с учетом многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций, возникающих в реальной жизни.

Наш выпускник – это, в первую очередь, строитель

Кроме того, управленец в сфере строительного и жилищно-коммунального комплекса: выполнение функций заказчика (государственного, технического), комплексная эксплуатация недвижимости, строительный аудит, управление проектами изменений объектов недвижимости в деятельности эксплуатирующих компаний, управление проектами деятельности BIM-операторов, BIM-банков, информационное моделирование проекта на всех стадиях от проектирования до эксплуатации, а затем и сноса здания.

Валерий Прохоров,
заведующий кафедрой прикладной механики, кандидат технических наук, куратор программы «Прикладная механика»:

– Современное время характеризуется ускоренным появлением перспективных профессий. Научные разработки являются базой для создания инновационных технологий, которые активно внедряются в производство. Одной из таких технологий являются автоматизированные, роботизированные комплексы непрерывного режима работы в виде взаимосвязанных машин и механизмов, выполняющие различные процессы, которые намного повышают производительность труда, качество производимой продукции. Их недостатки – высокая стоимость и отсутствие кадров.

Основным исполнительным органом является промышленный робот-манипулятор, представляющий синтез механики, электроники и программирования. Отдельно по каждому из этих направлений имеются образовательные программы. В инженерно-техническом институте разработана инновационная образовательная программа по инженерной механике «Прикладная механика» на уровне бакалавриата, соответствующая современной тенденции развития мировой экономики, объектом изучения которой является промышленный робот.

Программа состоит из основных трех модулей: механики, физико-технические технологии и программирования

Кроме базовых технических дисциплин, в образовательную программу «Прикладная механика» включены такие фундаментальные технические дисциплины, как технология конструкционных материалов, термодинамика и теплопередачи, электрические машины, пневмомашины и пневмопривод, электроника, механотроника, автоматизация технологических процессов, являющихся основами различных технологических процессов. Уникальность программы в том, что студенты, завершившие академическое бакалаврское образование, могут получить профессиональное магистерское образование не только конкретно по потребности местных производств в направлении автоматизации и роботизации производственных процессов, но и по любым техническим направлениям.

Выпускники этой программы могут работать инженерами-механиками, инженерами-программистами, инженерами-технологами, инженерами по обслуживанию и эксплуатации роботизированных производств, инженерами по проектированию, разработке и созданию автоматизированных производств по всем сферам деятельности.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Терентий Корнилов
доктор технических наук, директор Инженерно-технического института СВФУ