/ Дария Ефимова

«Наличие письменности показывает развитость народа»

Недавно ученые завершили исследование таинственной подвески с руническими надписями, найденной в Намском улусе летом 2018 года. О тонкостях изучения руноподобных надписей рассказал директор Музея письменности СВФУ Афанасий Мигалкин.


Почему рунические надписи вызывают такой интерес?

Наличие своей письменности показывает развитость народа. Самые главные вопросы – это вопросы нравственные, духовные. Народ, у которого есть письменность, един, у него есть объединяющее начало. Единство народа – это государственность. У якутского народа это понятие есть. Это Урун Айыы Тойон. Например, есть люди, которые говорят, что Байанай – это самое главное верование, самое древнее. Я считаю, что это принижение народа, будто якут недалеко ушел от леса.

Вера в себя – это Айыы киhитэ. Айыы киhитэ не оскорбляет, не унижает человека, не лишит жизни другого. Что нам говорит вера в Айыы? Быть добрым к другим, любить и хорошо воспитать своих детей.

Еще один пример: главный праздник якутского народа Ысыах проводится для благословения Айыы. А мы в развитом XXI веке восхваляем и превозносим Дьоhогой – это что такое? Например, когда девушка просит встретить свою любовь, родить ребенка, к кому она обращается? Не к Дьоhогой, а к Творцу, Всевышнему. Поэтому якуты приняли православие, потому что наши религии схожи. Отличие религий в том, что мы только не знали, что душа вечна.

Поделитесь результатами исследования подвески с надписями, найденной в Намском улусе.

Началось все с того, что 19 июня прошлого года двенадцатилетний мальчик по имени Павел Яковлев находит в селе Едей Намского района амулет с руническими надписями. В тот же вечер мы вышли на связь с жителями Намского улуса. Нашедший амулет мальчик оказался внуком директора замечательного музея Едейской школы. Мы решили вместе выяснить происхождение находки.

Так началось исследование. 27 июня мы пригласили нашедших медальон в университет. Обсудили и подготовили информацию, что обнаружена вещь с руническими надписями. Ведь до сих пор идут споры, была ли письменность у наших предков – древних якутов. Было решено, что мы направим амулет на несколько видов экспертиз для определения научной ценности находки.

Это трасологический анализ (метод познания деятельности человека в прошлом через изучение ее следов: на древних орудиях из камня, кости, металла и/или других материалов, а также следы применения этих орудий – следы обработки), который делают в Санкт-Петербурге в Институте истории материальной культуры РАН. Было принято решение об изучении состава находки с помощью электронного микроскопа и проведении научных консультаций со специалистами.

Так мы начали работу: приборный, сравнительный анализы, лингвистическая экспертиза, археологическая разведка. При финансовой поддержке Академии наук Якутии сотрудник нашего музея Евгений Горохов выехал в командировку и через некоторое время возвращается с заключением о трасологическом анализе: материал древний, что естественно, ведь это бивень мамонта. В заключении сказано, что отверстие просверлено каменным сверлом. Но определить, когда были сделаны надписи, анализ не смог.

«Поверхность изделия деформирована под влиянием факторов внешней среды. Символы прорезаны. Сказать, каким предметом это сделано, нет возможности – рельеф дна линий сильно поврежден. Наше мнение сводится к выводу, что изделие относительно старое, но возраст его определить не можем по тем внешним признакам, по которым работает трасологический анализ», – написано в заключении.

В анализе, проведенном лабораторией Института истории материальной культуры РАН, сообщается, что для полноценного трасологического анализа необходимы сравнительные образцы из того же сырья, изучение воздействия специфических условий среды в регионе на физико-химические свойства бивневого сырья. «Интересным предоставляется продолжение разведок в месте нахождения подвески с целью выявления источников дополнительной информации», – заключает в анализе младший научный сотрудник экспериментально-трасологический лаборатории Института истории материальной культуры РАН Анна Малютина.

Получив такой ответ по итогам трасологического анализа, посоветовавшись, мы решили обратиться к известному ученому-историку, археологу Игорю Кызласову. Написали ему письмо в Институт археологии РАН.

То есть вначале исследователи сомневались в древности находки?

Когда мы впервые обсуждали в университете эту тему, мысли были разные. Заведующий экспозиционным отделом Музея мамонта СВФУ Сергей Федоров высказал свое предположение о более поздних сроках изготовления амулета. Он сообщил, что примерно начиная с 2004-2005 года, с попытками прочитать рунические надписи, начали появляться в продаже сувениры с рунами из мамонтового бивня и других природных материалов. Сергей Федоров сказал, что обнаружение амулета на месте традиционного празднования национального праздника Ысыах лишь усиливают предположение, что находка – новодел.

Сотрудники Музея письменности, Музея археологии и этнографии СВФУ и Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН провели совместное изучение найденной подвески. Археологическая разведка местности, где была найдена подвеска, результатов не дала.


Тогда нам посоветовали обратиться к разным специалистам. Мы созваниваемся, переписываемся, общаемся с учеными, которые специализируются на изучении рун. И Игорь Кызласов сразу, без сомнений, говорит, что это откровенная подделка. Он начинает с того, что древние надписи на таких поделках до сих пор неизвестны. Отмечает различия рунических алфавитов: смешаны знаки орхонского и енисейского алфавитов, руны применены без различия знаков для мягких и твердых слогов.

Игорь Кызласов очень авторитетный и известный специалист, его слово очень многое значит. В молодости он приезжал в Якутию, вместе работали с Анатолием Николаевичем Алексеевым. Его пригласил в Якутию известный археолог Никита Деевич Архипов.

Игорь Кызласов посоветовал очень осторожно отнестись к находке и надеется, что увлечение рунами не приведет к нанесению новых надписей на древние предметы и скалы – ведь иначе лет через 25 мы не сможем отличить на камне подлинники от новоделов, они сравняются по внешнему виду. Я бы посоветовал интересующимся рунам любителям если и наносить надписи, то отмечать даты. Если сейчас сложно сразу определить историческую, научную ценность находки, то, возможно, в будущем, появятся новые методы анализа, экспертизы. Некоторые рунические надписи исследуют десять, двадцать лет, а то и веками. Поэтому, возможно, точку в этом исследовании ставить пока не стоит. Но предварительный итог таков – эта находка – новодел.

Какова судьба находки? Где она сейчас?

Мы обещали вернуть поделку в музей Едейской школы после изучения. Поэтому сейчас амулет в Намском улусе, мы его вернули до Нового года.

А что же все-таки написано на находке? Или что попытались написать?

Скорее всего пытались написать на древнетюркском языке «Уч кут йэг бол», что означает на якутском языке «Ус кут утуо буол» – «Три души будьте здоровы».

Почему было обращено особое внимание к находке?

Эта находка вызвала широкий общественный резонанс, к нам обратилось множество людей, и мы начали изучение. Обратились к специалистам, нас обнадежили результаты трасологического анализа. Проблема изучения рунических надписей всегда вызывает большой интерес исследователей со всего мира. Возможно, через десятки лет, взгляд на историческую ценность находки изменится – с развитием науки и технологий.

Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Афанасий Мигалкин
директор Музея письменности СВФУ