/ Редакция

«Чтобы узнать народ, надо изучить национальную систему воспитания»

Студентка института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Раиса Иванова в феврале стала обладателем гранта Всероссийского конкурса молодежных проектов. О том, как будет реализован проект «В семье единой», о своих научных интересах и важности этнопедагогики студентка рассказывает «НУ_онлайн».

Почему выбрала именно этнопедагогику и национальную систему воспитания?

Я родом из Амги. В семье четверо детей. Училась в Болугурской средней общеобразовательной школе. Еще в школьные годы у меня появился интерес к разным наукам. Участвовала в улусных олимпиадах, Северо-Восточной олимпиаде школьников по якутскому языку и литературе, а также в научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Почему именно этнопедагогика? Родители воспитали в духе народной педагогики, учили соблюдать традиции, обычаи народа саха, уважать старших, помогать младшим. Мне стало интересно узнать традиционные средства воспитания, которые не потеряли своей значимости и в наши дни. Отрадно, что в ИЯКН СВ РФ мы изучаем такие дисциплины, как история Якутии и Северо-Востока России, этнопедагогику, якутский язык и культуру речи, фольклор народов Северо-Востока, историю якутской литературы.

Россия богата своими народами. И мы, современная молодежь, должны сохранить и приумножить дружбу, взаимопомощь, взаимопонимание между народами России. В современных условиях динамичного развития нашей страны формирование у всех народов взаимопонимания, гуманистического сознания и поведения, толерантности в сфере межэтнических отношений стало актуальной проблемой. Этнопедагогическое наследие народов содержит колоссальный заряд межнациональной солидарности и общенационального согласия. Поэтому наш проект называется «В семье единой».

Почему, на твой взгляд, сейчас важна этнопедагогика? Чем она поможет современному обществу?

Если мы хотим узнать народ по-настоящему, надо основательно изучить национальную систему воспитания, их традиции, обычаи, семейные ценности и так далее. В совокупной культуре каждого народа и всего человечества стержневой является культура воспитания. Исследование и использование в деле воспитания подрастающего поколения этнопедагогических традиций народов в их взаимодействии, с опорой на диалог культур в состоянии дать максимально эффективные средства для регулирования межнациональных отношений, для достижения взаимопонимания между народами России. Поэтому этнопедагогика оказывается в центре межкультурного и межконфессионального диалога культур.

Какие уроки родных, полученные в детстве, ты особенно запомнила и почему?

Как я уже говорила, родители нас воспитали в духе народной педагогики. Они всегда говорили, что в жизни очень важно иметь образование. Поэтому я усердно училась в школе, занималась дополнительно в кружках, при этом уроки не пропускала. Нужно уметь слушать и уважать мнение других людей. Прежде чем о чем-либо говорить, сначала нужно знать суть дела. Эти наставления родителей запомнились больше всего.

Чтобы получить грант, нужно ведь не только придумать идею, но и ее реализовать, написать проект. Какие были сложности и как ты с ними справлялась?

Как только был объявлен конкурс молодежных проектов, мы стали думать, как и с чем будем участвовать. Конечно, трудности бывают везде и всегда, никто легкого пути не обещает. Но навыки исследовательской работы, приобретенные в школе, мне очень помогли при написании проекта. И здесь, в университете, нас тоже ориентируют на проектно-ориентированную деятельность.

Были ли другие идеи, когда ты собралась принять участие в конкурсе?

Да, были. Всего было 6 направлений, мы выбрали «Межнациональное и межрелигиозное взаимодействие». Было подано 552 заявки, из них 77 проектов получили грантовую поддержку. В нашей республике проживают представители более 40 национальностей. Обращение к гуманистическим традициям межнационального и межрелигиозного взаимодействия народов России стало неотложной задачей в воспитании толерантности у современной молодежи через этнопедагогические традиции народов России.

Сегодня молодежь должна участвовать со своими проектами в общественно-политических, социально-экономических, культурных отношениях, обеспечивая модернизацию российского общества, предлагать пути и активно участвовать по сохранению и развитию языков и культуры народов России.

Давай поговорим о реализации гранта – как ты это планируешь делать?

Проект будет распространяться среди молодежи. Прежде всего, мы проведем анализ теоретического и эмпирического материала, изучим практический, многосторонний, богатый опыт гармонизации межнациональных отношений на этнопедагогической основе. Планируем провести экспедиции в районах Республики Саха (Якутия). Мы надеемся научно обосновать и задействовать этнопедагогику в практическое дело воспитания толерантности и культуры межличностного общения в полиэтническом обществе – на уровне этнопедагогизации целостного процесса воспитания в школе, семье, вузе, социуме.

Результаты, полученные в ходе исследования, будем распространять и применять опыт воспитания толерантности в учебно-воспитательной работе с молодежью на этнопедагогической основе. В эту деятельность будем привлекать широкие слои населения, общественные молодежные организации и государственные учреждения. Мы надеемся, что нас поддержат.

Кто тебе помогает? Расскажи о своей команде и научном руководителе.

Научным руководителем является Егоров Марк Николаевич, доцент кафедры культурологии, руководитель образовательной программы «Организация работы с молодежью». А в апробации и реализации результатов нашего исследования будут помогать мои однокурсники, которые обучаются в ИЯКН СВ РФ по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Кстати, о научном руководителе – сразу ли вы нашли общий язык или прошли через тернии и непонимания?

Да, конечно, мы сразу нашли общий язык. Так получилось, что наши интересы совпали. Я была приятно удивлена, когда впервые узнала о том, что Марк Николаевич прошел научную школу Геннадия Никандровича Волкова, основателя этнопедагогики. Марк Николаевич – трудолюбивый, ответственный, требовательный руководитель. Он знает свое дело.

Какие планы на будущее – ты хочешь заниматься наукой или тебя больше привлекает практика?

В СВФУ я поступила, в первую очередь, чтобы пройти теоретическую подготовку, получить навыки и умения работы по своей специальности, а именно по работе с молодежью. То, чему нас обучают, я буду применять на практике. А планов – громадье.

Расскажи, чем занимаешься в свободное время – что любишь делать весной?

В свободное время я люблю читать книги, посещать театры, слушать музыку. Когда училась в школе, занималась в студии «Тулуйхан» Светланы и Егора Неустроевых, посещала фольклорный кружок «Оһуор», в составе которой стала победителем международного конкурса «Планета искусств» в городе Санкт-Петербурге.
Весной люблю совершать вылазки на природу, потому что весной все вокруг расцветает, как будто начинается новая жизнь. Очень подходящее время чтобы ставить перед собой новые планы и цели.

Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Раиса Иванова
студентка института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ, обладатель гранта Всероссийского конкурса молодежных проектов