/ Светлана Павлова

«Ощущение, что работаю деканом все десять лет»

Декан автодорожного факультета СВФУ Дмитрий Филиппов в день 10-летнего юбилея учебного подразделения рассказал «Наш университет_онлайн» о главных достижениях, амбициозных планах и о том, почему полтора года назад он принял предложение возглавить АДФ.

filippov
С какими достижениями автодорожный факультет встречает свой юбилей?

По меркам вуза 10 лет – это не срок, а совсем небольшой промежуток времени. За это короткое время удалось набрать профессорско-преподавательский состав в очень сложных условиях. Сегодня у нас очень мало, и даже практически нет специалистов, которые могли бы преподавать дорожные дисциплины. Нет таких производственников-дорожников, производственников транспортного направления, которые были бы готовы делиться своими знаниями со студентами. Когда я пришел в подразделение, костяк уже сложился. Они молодые, активные, инициативные и работают с горящими глазами. Я считаю, что самое главное достижение автодорожного факультета – это преподаватели, которых смогли собрать мои предшественники. Человеческий капитал, в виде того ППС, который сформирован на сегодняшний день, дорогого стоит. А следующее достижение состоит в том, что удалось существенно оснастить материально-техническую базу.

Будучи экономистом, как вы приняли предложение возглавить АДФ?

Когда я работал доцентом кафедры финансов и банковского дела финансово-экономического института, в коридоре меня встретил коллега и предложил стать деканом нового подразделения – автодорожного. Я спросил, смогу ли я справиться с работой декана, факультет ведь непростой, со своими тонкостями, в которых я не являюсь специалистом. Но, с другой стороны, я понимал, что работаю в высшей школе уже 19 лет. Считаю, что это достаточный стаж для того, чтобы понять всю специфику вуза. У меня за плечами руководящий опыт в коммерческой сфере и госсекторе. У меня было и есть большое желание принести пользу университету. Когда все факторы совпали, я дал положительный ответ и с большим энтузиазмом принялся за работу. Влился в коллектив легко, и сейчас у меня есть стойкое ощущение, что я работаю на факультете не полтора года, а десять лет.

Что вы предпринимаете для того, чтобы улучшить навыки руководителя факультета с иной спецификой?

Декан должен развиваться. Чтобы восполнить пробелы, я постоянно читаю профессиональную литературу, принимаю участие в конференциях. Стараюсь много общаться с практиками и производственниками, академическими специалистами в технических областях.

Как факультет планирует расширяться?

Расширение планируется по основной деятельности. За два года было открыто пять новых программ. Программы специалитета, бакалавриата и три программы магистратуры. Одна из них была сопряжена с получением лицензии, так что мы буквально прошли через огонь и воду. В следующем году мы открываем еще одну программу, сейчас ее лицензируем. Кроме этого, сегодня мы создаем одну или две базовые кафедры с производственными предприятиями – нашими партнерами. Также в этом учебном году мы открываем учебно-научно-производственный комплекс логистики. Его деятельность заключается в организации проведения курсов повышения квалификации. Сегодня законодательство составлено таким образом, что обучение специалистов по транспортной безопасности движения должно проходить регулярно.

Ваши студенты проходят практику в разных городах и районах республики. В чем основные преимущества практики вне Якутска?

Студенты выезжают на практику по двум направлениям – наземно-транспортные технологические комплексы и эксплуатация транспортно-технологических машинных комплексов. В чем же польза? Если тот же автомеханик проходит практику здесь, в частном сервисе, он увидит работу местного уровня. И будет вариться в собственном соку. С прошлого года у студентов появилась возможность работать в крупнейших организациях с огромными автопарками и ремонтными мощностями, которые позволяют обслуживать одновременно десятки единиц транспорта. Попадая в эту обстановку, они учатся культуре производства в крупной компании, в которой есть регламент, дисциплина и порядок. У них растут компетенции в области обслуживаемых машин. Они узнают устройство изнутри и знают, как устранить дефекты. Когда ребята ездят в другие регионы, они попадают в совсем иную среду. Это огромный плюс. Приезжают совсем другими людьми.

Люди много ругают качество дорог в России. Какой настрой у дорожников?

Да, так и есть. У нас иногда спрашивают – почему в стране такие плохие дороги? Не так давно этот вопрос озвучили на круглом столе журналистов. Почему-то претензии адресуют нам. Ведь на самом деле это важная государственная задача. Но при этом мы понимаем, что причастны к решению важной задачи. Поэтому сейчас стараемся требовать по максимуму с наших студентов. Учиться на кафедре автомобильной дороги, аэродрома, который готовит специалистов по строительству и эксплуатации автомобильных дорог довольно сложно. Мы понимаем, что когда студент придет на производство, он эти самые дороги будет строить сам. Качество его работы зависит от того, насколько правильно он сможет спроектировать участок автомобильной дороги, как она будет построена или отремонтирована.

Находите ли вы импортозамещение в транспортной системе эффективным средством борьбы с кризисом?

Как экономист, скажу, что импортозамещение полезно для национальной экономики. Макроэкономическая ситуация, которая сейчас имеется с курсом национальной валюты, с ценами на нефть и с санкционной политикой, конечно, в этом плане пошла на пользу. Наш факультет довольно-таки весомо ощутил кризис. У нас ведь импортная техника. По программе развития была куплена дорожно-строительная техника фирмы «Volvo». Сегодня ее обслуживание обходится в копеечку: замена гидравлического масла, фильтров существенно ударяет по бюджету факультета. Материалы и стоимость обслуживания подорожали. С импортной, капризной техникой работать сложно, но зато она безотказна и обучать студентов надо все же на ней. Потому что это современные технологии. Да, можно перейти на отечественную технику, покупать старое дешевое оборудование, но это не выход из ситуации. Здесь университет не должен жалеть деньги на высококачественное оборудование. Потому что наши студенты, осваивая его сейчас, на практике и занятиях, потом будут работать в экономике с такой техникой.

Не находят ли студенты и преподаватели отдаленность факультета от студгородка неудобным?

Да, здание расположено далеко, но мы привыкли. Человек ко всему привыкает. На самом деле, наш факультет находится в шаговой доступности от кампуса. У нас учатся физически крепкие ребята, которые с легкостью могут преодолеть это расстояние пешком с общежития, например. Знаете, мы мечтаем не о переезде, а о новом здании на нашей территории. У нас есть территория старых складов университета: там развитая инфраструктура, имеются резервные мощности по энергоснабжению, доступ к канализационной линии. Немаловажным для перспективы является то, что если институт транспорта удастся построить на этой территории, то тогда сегодняшняя материальная база может снова стать родным домом для возвращения военной кафедры. Если на военной кафедре внести подготовку рядовых сержантов и офицеров запаса по инженерным специальностям, мы бы могли использовать одну и ту же материальную базу, одни и те же лаборатории, вести совместную подготовку.

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим специалистом?

Для становления хорошим специалистом, независимо от того, кто ты – дорожник, экономист или специалист в ведомстве, главное быть целеустремленным и не бояться работы. Никогда не подводить людей, быть ответственным. Всегда держать данное слово.

Ваши пожелания факультету.

Уважаемые коллеги, ветераны, выпускники, студенты, разрешите со страниц нашей любимой университетской газеты обратиться к вам со словами искренней благодарности за ваш труд, за то, что студенты выбрали в качестве альма-матер автодорожный факультет нашего университета. Поздравляю со знаменательной датой, а также с 60-летием университетского образования! Желаю вам крепкого здоровья, оптимизма, больших успехов, богатства!

Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дмитрий Филиппов
кандидат экономических наук, декан автодорожного факультета СВФУ