/ Туяра Павлова

«Педагогу интересно наблюдать, как взрослеют его дети»

Недавно стали известны результаты республиканского конкурса «Учитель года». Победителем в этом году стал педагог из СОШ №33 города Якутска, выпускник исторического факультета ЯГУ Прокопий Батюшкин. Мы побеседовали с ним о том, как проходил конкурс, как влияют на выбор профессии детские увлечения и что именно увлекает современных школьников.


Откуда вы узнали о конкурсе, кто предложил участвовать?

Эта весна получилась для меня очень насыщенной на большие события. В марте я принял участие в конкурсе «Учитель года Западной Якутии», который традиционно проходит в Верхневилюйске. Идейным вдохновителем этого мероприятия является мой учитель, директор Верхневилюйской СОШ №4 имени Д.С. Спиридонова, председатель Клуба «Учитель года РС(Я)» Юрий Кынатов. Феномен этого конкурса в том, что уже пятый год в качестве экспертов приезжают победители всероссийского конкурса «Учитель года». Кроме того, в состав жюри входят также многие победители республиканского уровня прошлых лет. Победа на этом этапе дала мне надежду на победу и в республиканском конкурсе.

Расскажите о том, как проходил республиканский этап? Кто оценивал участников?

Конкурс состоял из заочного и очного этапов. В первом туре необходимо было предоставить действующий образовательный ресурс педагога (сайт), на котором были бы размещены определенные материалы о деятельности учителя. На очном этапе мы проводили открытые уроки. По результатам второго тура половина участников отсеялась. Далее следовали демонстрация мастер-класса, педагогический совет, составление и защита образовательного проекта. По итогам этих заданий осталось семь финалистов, один из нас должен был стать победителем конкурса. Результаты были определены на встрече с министром образования и науки РС(Я) Владимиром Егоровым. К слову, в состав экспертов входили не только известные учителя, методисты и победители республиканского конкурса, но и дети, и родители.

Кого из своих «соперников» можете отметить и почему?

В республиканском этапе приняло участие 30 учителей практически со всей Якутии. В этом году, отмечу, было очень много преподавателей иностранных языков. А вот учителей истории представлял я один. У большинства конкурсантов достаточно большой опыт работы, поэтому каждый из них был по-своему хорош. Думаю, каждый учитель, попавший в финальную семерку, мог претендовать на титул лучшего учителя года. Но при этом хочется отметить, что между участниками конкурса царила атмосфера уважения и сотрудничества.

Как вы пришли в профессию? Почему именно история и обществознание?

Я с детства любил читать исторические книги, и любимым предметом в школе была история. Поэтому уже в старших классах знал, что с ней будет связана моя жизнь. Окончив в 1999 году Верхневилюйскую республиканскую гимназию имени Алексеева, я поступил на исторический факультет ЯГУ, диплом которого получил в 2004 году. Потом какое-то время учился в аспирантуре, но понял, что еще не готов для науки, и решил пойти в школу. Педагогическую карьеру начал в селе Теплый Ключ Томпонского района. С 2010 года работаю в Якутске, в школе №33. Думаю, что нашел свое призвание: в этой профессии я уже десятый год, а случайные люди в школе обычно не задерживаются.

Мир образования постепенно меняется, и некоторые даже озвучивают идею о том, что профессия учителя умирает. Согласны ли вы с таким мнением?

Образовательная среда действительно стремительно меняется. Меняется и роль учителя. Однако говорить о том, что профессия педагога умирает, я бы не стал. В любом случае, роль учителя очень важна. Безусловно, от современного преподавателя требуются несколько иные компетенции, нежели от учителя 20-го века. Считается, что он должен уметь мотивировать ребенка, привить ему не просто некий объем знаний, но в первую очередь научить его самостоятельно искать информацию, формировать собственное мнение. Одним словом, научить его учиться. Это сложная задача. Тем более современные дети очень мало читают, что также сказывается на уровне культурного развития. Это, безусловно, проблема. Негативно влияет также засилье массовой культуры на молодежь.

С какими школьниками, на ваш взгляд, легче работать – младших или старших классов?

И в среднем, и в старшем звене есть свои особенности. Интересно другое − наблюдать, как они взрослеют. В пятом классе они такие забавные, потом наступает переходной возраст со своими трудностями, а в старших классах дети становятся заметно серьезнее. И все это происходит на твоих глазах. И всегда хочется верить, что с твоей помощью.

Хотели бы вы, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?

Насчет будущей профессии моих детей я пока не задумываюсь. Если они выберут профессию учителя, так тому и быть. Тогда будем создавать педагогическую династию.

Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Прокопий Батюшкин
педагог СОШ №33 города Якутска, выпускник исторического факультета ЯГУ