/ Ульяна Евсеева

Почему директор института ‒ почти друг?

Директор Технического института ‒ филиала СВФУ в городе Нерюнгри ‒ Сергей Павлов рассказал «НУ_онлайн» о том, почему оптимизация специальностей ‒ это первый шаг к вымиранию учебного заведения, о том, почему студентов нельзя отчислять на первых курсах и как ЕГЭ воспитывает в детях только «исполнителей».

Эффективный филиал

‒ В прошлом году в интервью нашей газете вы говорили, что план по приему институт перевыполнен. Что ожидается в этом году?

‒ Поясню ситуацию. Контрольные цифры приема складываются от количества выпускников, оканчивающих школы города и Нерюнгринского района, а также соседей ‒ алданцев и амурчан. К сожалению, все еще сохраняется тенденция сокращения числа выпускников школ. Поэтому нам приходится соответственно уменьшать контрольные цифры приема. Не из-за того что мы не можем или не хотим учить, а потому, что понимаем: абитуриентов все равно будет меньше, чем бы нам хотелось.

Приведу такой пример: в 2000 году выпускников, окончивших 11 класс, в Нерюнгринском районе было около 2 000 человек, в прошлом году ‒ более 500, а в этом году оканчивают школу 400 с лишним. Да, мы сократили контрольные цифры приема ‒ до 135. Но это на всего на 15 мест меньше, чем в прошлом году.

‒ В связи с этим не планируется ли оптимизация специальностей, программ подготовки?
‒ Это вопрос довольно сложный, потому что за каждой оптимизацией стоят люди, а за ними ‒ человеческие судьбы. Сократить какую-то специальность ‒ значит, кого-то лишить работы, а людей есть дети, семьи…

Потеря работы подтолкнет людей на поиски других мест работы, а в маленьком городе, как Нерюнгри, не так-то просто ее найти. Остается одно: выехать куда-нибудь, продав квартиру. А мы столько времени, средств, сил тратим, чтобы улучшить состав научно-педагогических кадров. В прошлом году у нас защитились пять кандидатов наук, в этом уже два, сейчас планируется еще одна. Это работа, которая начиналась не вчера, и не позавчера, и в одночасье разрушить то, что создавалось годами, неправильно.
Оптимизацию мы проводим несколько по-другому. Например, набирая студентов на направления «Русская филология» и «Зарубежная филология» не каждый год, а чередуя: в один год — на русскую филологию, в следующий ‒ на зарубежную. И это дает возможность сохранить кадры.

Сейчас в институте работает 290 сотрудников, из них около 80 — наши преподаватели и профессора. Остепененность составляет 62%.

Нерюнгри ‒ не Чурапча…

‒ Наверное, как и многие районы, Нерюнгри не очень повезло с географической точки зрения. Школьники хотят ехать в центральные вузы или же в столицу Якутии. Сколько абитуриентов остается обучаться на малой родине?
‒ Одна треть абитуриентов уезжает в центральные вузы. Многие выпускники выбирают города, откуда родом их родители, чтобы сэкономить на проживании, питании и все такое. Как говорится, корни притягивают. Это в основном такие города, как Челябинск, Омск, Новосибирск. Вторая треть едет покорять столицу республики ‒ большинство выбирает СВФУ. Треть остается у нас.

‒ Что Нерюнгри как муниципалитет получает от института? Остаются ли выпускники в районе?
‒ Институт обеспечивает район кадрами ‒ качественными и своими. Все эти годы выпускники института трудоустраиваются 100%, причем они идут работать в предприятия района. Из числа окончивших центральные вузы только единицы приезжают обратно в район.

‒ Как обстоят дела с выпускниками других районов Якутии?
‒ Когда-то у нас была такая ситуация, что 90% студентов составляли только нерюнгринцы. А сейчас более 50% ‒ это студенты из разных районов Якутии. Из 700 студентов более 350 ‒ это ребята из районов. ]

У них сложилась хорошая традиция встречаться по районам, зовут друг друга в гости. И сами преподаватели уже готовы работать и с местными ребятами, и с гостями района ‒ иногородними студентами.

У нас есть общежитие на 250 мест. Оно заселено полностью, мест нет. Более 100 человек, которым нужно общежитие, мы не можем предоставить жилье. Общежитие находится рядом с учебным корпусом. Город компактный, очень спокойный, цены на продукты дешевле, чем в Якутске. Ребятам из улусов учиться у нас комфортно.

Студенты ‒ все еще дети?
‒ Есть такое мнение, что фильтрация в вузе должна быть жесткая, чтобы к последнему курсу оставались только лучшие. Вы, как директор и преподаватель, что думаете об отчислении?
‒ Когда я учился в университете, у нас был очень высокий процент отсева. Из 23 моих однокурсников вуз окончили только 7. Они все работают на высоких должностях. Мы прошли, как говорится, естественный отбор.

Сейчас другое время, другое поколение. На первом и втором курсах студенты все еще дети. И надо в это время помочь им «выжить». А на третьем курсе у них приходит взросление, понимание, серьезная мотивация к получению образования. Нужно подождать, пока они повзрослеют.

ЕГЭ готовит исполнителей
‒ Не утихают споры за и против ЕГЭ. Вы по какую сторону баррикады?
‒ Я лично против. Что такое ЕГЭ? Это заучивание, натаскивание на тесты. На сегодняшний день наши выпускники не умеют воспользоваться знаниями, которые они получили в школе. Из-за ЕГЭ дети стали жить штампами. Их не учат думать, анализировать. ЕГЭ делает из них не инициаторов, а исполнителей.

Но деваться некуда. Уже больше десяти лет мы живем с ЕГЭ, и менять это ситуацию поздно, надо лишь как-то улучшать, совершенствовать.

Директор ‒ это почти друг

‒ Бывает такие преподаватели, которые не всегда «отвечают взаимностью» на студенческое «Здравствуйте!» Наверное, для студентов всегда важно, чтобы их директор с ними здоровался.
‒ Я всегда здороваюсь со студентами, и не только на территории кампуса.

‒ Насколько вы демократичный директор? Часто ли студенты пишут на вашу страничку в Facebook, отправляют заявки в друзья?
‒ Мне кажется, что я открытый человек. Не знаю, как сами студенты думают. Но я всегда отвечаю на их сообщения, переписываюсь с ними. Был когда-то случай: студенты позвонили мне ночью и попросили денег взаймы. Я всегда им говорю, что смогу помочь, если потребуется моя помощь. И мой номер телефона им известен…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергей Павлов
директор Технического института ‒ филиала СВФУ в городе Нерюнгри