/ Айсен Протодьяконов

«Предприниматели должны ощутить себя хозяевами своего бизнеса»

Малый и средний бизнес в России переживает не лучшие времена. В отличие от крупного бизнеса экономический кризис гораздо сильнее оказывает на них свое негативное влияние. В их поддержку сейчас готовится закон о введении трехлетних надзорных каникул с 1 января 2016 года. Об этом и о других важных моментах якутского предпринимательства рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Якутии Айталина Соколова.

Фото Предприниматель Якутии
Расскажите вкратце о готовящемся законе, чего ждать предпринимателям?
Основная цель предпринимаемых мер – в снижении контрольно-надзорного давления на субъекты предпринимательской деятельности. В случае риско-ориентированного подхода основным моментом является то, что решение о проведении проверки производится в оценке доли риска предполагаемого нарушения. Если риск предполагаемых нарушений минимален, то принимается решение либо об отсрочке проверки, либо в исключении субъекта из реестра проверок. Чем меньше бизнес, тем меньше контроля. Суть проверок в том, чтобы не было нарушений и угрозы для жизни населения, а не в проверках как таковых.

Как в целом закон повлияет на бизнес? Думаете, будет от него эффект?
Сегодня ситуация с давлением негативно сказывается на бизнесе, когда меры контроля равные для всех и требования соответственно тоже.  Таким образом, система выработала подход, не соответствующий жизненным реалиям, штрафы и санкции довольно высоки, и чтобы их исполнить, бизнес можно потерять вообще. Более того, время, затрачиваемое предпринимателем в ходе проверки, объемы трудозатрат отвлекают и без того ограниченные ресурсы. Конечно, в такой ситуации сложно говорить о свободе предпринимательской деятельности. Невозможно все в жизни отрегулировать, это вообще противоречит сути бизнеса.

Штрафовать тракториста сельхозпредприятия на 50 000 рублей в поселке за то, что у него нет стеклянных очков, наверное, все-таки неправильно. Какой тракторист у нас в республике будет надевать стеклянные очки в 50 градусов мороза? Но требования техники безопасности именно такие.

Или другой пример. Как соблюдать требования к пассажирским перевозкам на междугороднем такси водителям автомобилей «УАЗ-санитарка»? Это вообще не тот транспорт, на котором можно осуществлять пассажирские перевозки, он в принципе не соответствует требованиям, но с другой стороны, на каком тогда автомобиле возить людей, по нашим-то дорогам?

В проекте закона еще недостаточно разделены понятия контроля и надзора, сегодняшние формулировки, на наш взгляд, довольно размыты, нет профилактических мероприятий и т.д. Есть позиция не отменять действие Федерального закона №294 («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Любые радикальные преобразования в законодательстве могут иметь разные последствия.

Насколько, по-вашему, контролирующие органы и бизнес готовы к изменениям?
В отношении предпринимателей все контрольно-надзорные органы всегда настроены на плановые и внеплановые проверки – по действующему порядку. Если заработает новый закон, то перестраиваться надо будет всем: и бизнесу, и контролирующим органам. И сейчас пока рано говорить о том, что все примут на «ура».

Если закон заработает в полной мере и в том контексте, как была задумана его смысловая составляющая, предприниматели должны ощутить на себе ослабление административного давления. Также самая позитивная сторона закона в том, что он не должен нести в себе карательные функции, а предпринимать больше предупредительные и упреждающие меры. Это положительно повлияет на бизнес-климат в стране в целом.

Не приведет ли новый закон к тому, что малый бизнес расслабится?
В данном случае неправильно говорить о том, расслабится или нет. Мы же говорим только о проверках, а не о случаях выявления правонарушений. Обсуждаемый сейчас законопроект должен стимулировать предпринимателей. И если нет нарушений за последние три года, нет замечаний, то они попадают под мораторий: в отношении них не должно производиться никаких контрольно-надзорных мероприятий. Во всяком случае так продекларировано, институт уполномоченного активно работает сейчас над поправками, ведется работа и в общественных объединениях предпринимателей.

Как потом измерить прогресс от преобразований?
Необходимо отслеживать результаты всех комплексных мероприятий по поддержке и развитию бизнеса, все в совокупности должно дать эффект в экономике.

Расскажите, какие проблемы сейчас характерны якутскому бизнесу.
Конечно, надо сказать о проблемах с выдачей кредитов банками. На нашем рынке снизилась покупательская способность населения, высокие ставки по потребительским кредитам тоже сдерживают внутренний спрос. Условия перед заемщиками высоки, да и не все представители малого бизнеса подпадают в категорию благонадежных.

Для банков тоже сейчас не лучшие времена, если раньше любой мог взять кредит и создать небольшой бизнес, то сейчас все гораздо сложнее. Хочется верить, что это временно.

В целом, экономическая ситуация не очень благоприятная. Потенциал проявляется очень слабо, бизнес же – живая субстанция, тем более малое предпринимательство, где изменения происходят постоянно. Люди совершенствуются, бизнес растет и в количестве, и в объемах.

Считалось, что программы, направленные на импортозамещение, поддержат местное производство. Видны ли изменения?
Что касается мер государственной поддержки по импортозамещению, то действительно правительство РФ предлагает по таким программам для предпринимателей получить возможность поддержки. Но надо понимать, кто именно подпадает под действие этих программ. Сейчас такой период, когда предприятия ищут замену импортной продукции, для того чтобы максимально, где это возможно, не зависеть от курса доллара, ищут новых поставщиков, новых производителей. Многие уже перепрофилировались.

Как вы считаете, по какому пути должен развиваться якутский бизнес? На что обращать внимание?
Как и везде по стране, нужно искать внутренние резервы, сокращать непроизводительные расходы, оптимизировать бизнес-процессы, больше выявлять и улучшать маркетинговые механизмы развития бизнеса. Из-за ограниченности спроса проблемы могут нести чисто объективный характер.

Высокие эксплуатационные расходы негативно отражаются на развитии бизнеса. На мой взгляд, еще не все возможности, имеющиеся у нас в республике, предприниматели задействуют, созданная инфраструктура поддержки предпринимательства работает довольно-таки хорошо, но без поступательного движения со стороны самих предпринимателей не будет эффективности. Серьезные возможности для бизнеса открывают технопарки, бизнес-инкубаторы и ТОСЭР.

Разумеется, стимуляция предпринимательской активности посредством проведения форумов, круглых столов, бизнес-миссий и прочих мероприятий позволяет смягчать решение проблем и административных барьеров. Такие меры также положительно сказываются и на развитие креативности, расширение сфер деятельности, обмен контактами. Я бы посоветовала не забывать о работе с детьми и подрастающей молодежью.

Много предпринимателей ушло в теневой бизнес? Как вы оцениваете объем нелегального бизнеса в Якутии?
Для начала надо определиться, что мы будем считать теневым бизнесом. Если говорить о тех, кто работает без регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, то совсем без него, наверное, не существует ни одно государство.  Об объемах теневой экономики сказать сложно, боюсь, что таких цифр на сегодня нет, во всяком случае, я о них не в курсе.

Необходимо проводить серьезные исследования на эту тему. Но теневой бизнес, уверена, существует, и думаю объемы там немалые. Взять хотя бы таксомоторные службы: если недавно их было 100 с лишним, то сегодня числится около 20.  Конечно, они никуда не делись, просто переформатировали работу посредством других возможностей.

Роль государства в обеспечении условий для комфортного ведения любой предпринимательской деятельности, независимо от места нахождения и вида деятельности, несомненна. Сегодня у нас бизнес такой, какой он есть, со всеми плюсами и минусами. Гораздо сложнее выявить незаконное предпринимательство, штрафные санкции к нему тоже не столь высокие. Все контролирующие органы отказываются выявлять факты нелегального ведения предпринимательства, считая, что у них недостаточно полномочий и рычагов.

Однако, введение новых условий для самозанятости граждан позволит намного упростить жизнь начинающим предпринимателям, выйти из тени, начинать работать с малого, не задействовав наемных работников. Такие нововведения сейчас тоже проходят активные обсуждения. Желание людей работать, искать новые возможности для дополнительного заработка только должны приветствоваться.

Фото: из архива Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Айталина Соколова
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Якутии