/ Светлана Павлова

«Счастлив тем, что преподаю»

Юрий Половинкин пришел в университет в момент его основания на базе педагогического института. С тех пор, как он стал одним из студентов ЯГУ, университет стал делом его жизни. Вырастив не одно поколение математиков, он поделился с нами размышлениями в преддверии своего восьмидесятилетнего юбилея.

fwefwefwefweffw
Юрий Тимофеевич, кто разглядел в вас математика?

Когда мы учились девятом классе, к нам в Олекминск после окончания пединститута приехала молодая учительская семья Будревич. Муж – физик, жена – математик. Буквально за два года они так увлекли нас точными науками! Организовали физический кружок, где мы научились пользоваться электрическими приборами. Был даже радиоклуб, вещали по радио, давали эфиры школе. А по математике у нас проходили спаренные занятия, мы с большим энтузиазмом по два часа решали задачи повышенной трудности, геометрические с применением тригонометрии. Любовь к предмету закладывают учителя. К тому же, этому способствовали обстановка, дружба. Важную роль играют и родители.

Как родители могут помочь при обучении?

В первую очередь советом. Любовь к наукам передается ребенку. Если ребенок вырос в династии педагогов, есть большая вероятность, что он пойдет по стопам родных. Об этом лучше сразу поговорить с ребенком. Человек должен понять, как работается в той или иной профессии. Профориентация, советы родителей, наставления старших должны идти вместе. Здорово, когда старшие ребята, выпускники школ, студенты приходят рассказывать о своем учебном заведении. Прекрасно, что в разных районах республики проходят дни СВФУ.

Вы работаете в университете с 1957 года. Как пришли в преподавательскую деятельность?

После выпуска я остался работать лаборантом. Тогда кафедрой заведовала Лилия Эверстова, она была очень занятой – общественница, секретарь партийной организации университета. Однажды она мне дает задачник и говорит, вот, ты такого-то числа будешь проводить практические занятия у студентов, а я иду на конференцию. Так получилось, что она меня направила на преподавательскую деятельность. Я тогда был совсем молодой, но студенты молодцы, слушали внимательно. Так постепенно я стал ассистентом, потом преподавателем, старшим преподавателем… Сейчас я доцент кафедры высшей математики.

Имея колоссальный опыт работы, как вы оцените сегодняшнюю систему образования?

Нынешняя система образования идет из западных стран. Мне балльно-рейтинговая система кажется односторонней. Часто студенты гонятся за баллами, а не за знаниями. Пример: вызываю молодого человека к доске, он решает задачу и тут же спрашивает – а сколько баллов за это вы мне поставите? Плохо, ведь человек приходит в вуз в первую очередь за знаниями.

Конечно, БРС подстегивает студентов, дисциплинирует, люди стараются, но в ней есть свои недостатки. ЕГЭ – та же ситуация. Раньше были вступительные экзамены, к подготовке которых подходили с большой ответственностью, и они ничем не уступали. Тогда мы сдавали по пять экзаменов, и устных, и письменных, писали сочинение. Единый госэкзамен не всегда прозрачен, ребята, у которых по 80 баллов, не всегда соответствуют своим баллам.

Какие у вас есть методы проверки знаний первокурсников?

Контрольные работы после изучения каждой темы. Это самый эффективный метод проверки знаний. Для этого каждому готовятся индивидуальные билеты, в которых есть разные задачи. Потом расчетно-графическая работа. Она так же выдается каждому индивидуально на дом. Методические задания составляют на кафедре. Есть еще один метод – тестирование. Там идут уже теоретические вопросы. При такой работе виден уровень знаний каждого студента. С теми, кто слаб по элементарной математике, будут заниматься наши преподаватели.

Сдав ЕГЭ и с трудом перейдя порог, многие выпускники сталкиваются в вузе со ставшей ненавистной высшей математикой и испытывают трудности. Как побороть нелюбовь к этому предмету и привить интерес?

Мои технари, первокурсники иногда считают, что все, после школы элементарная математика заканчивается, будем теперь только высшую изучать. Я им говорю, что элементарная и высшая математика – это звенья одной цепи. Незнающий или слабо знающий элементарную математику не усваивает высшую, потому что многие вопросы, формулы, теоремы прямо применяются в высшей математике. Вообще, математике нужно уделять должное внимание всем будущим студентам, специалистам. Тем более, если человек идет в технический вуз. Математика взаимосвязана с приборами, техникой, медициной и даже лингвистикой.

Что самое трудное в работе со студентами?

То, что надо понимать студента. Понимание к преподавателю приходит с опытом. Ведь каждый студент устроен по-своему. Так же нужно всегда следить за своей речью, поведением, внешним видом, нельзя оскорблять личность студента. Надо ценить каждого. Быть психологом в какой-то мере. Надо еще понимать, что студентам из улусов сложно адаптироваться к русскому языку. Можно сказать, проходит целый семестр, прежде чем они привыкнут.

Вы много лет курировали педагогическую практику студентов-математиков. Что самое важное для себя должны усвоить будущие учителя?

Во-первых, знание материала. Во-вторых, взаимопонимание с учащимися, не надо ставить себя выше других. Напоминаю будущим педагогам, что они старше своих подопечных всего на несколько лет. Бывает, заходит красавица в аудиторию, кидает ученикам тетрадку, мол, решено неправильно. Я сразу пресекал это дело, был разбор полетов. Скромнее ведь надо быть. При этом обязательно должна быть хорошая дикция, надо читать лекцию громким, звучным голосом, а не бормотать себе под нос. Честность и справедливость – часть работы. Не надо выделять любимчиков. И самое важное, это, конечно же, ответственность.

Вы читаете лекции для будущих инженеров-строителей. Какими вы видите ваших студентов, выпускников через пять-десять лет?

Начальниками предприятий, министрами, директорами строительных компаний, главными инженерами. Ведь так и есть. Инженер-строитель, это очень престижная профессия. Естественно, для достижения таких высот студент должен быть организованным и целенаправленным.

Почему выпускникам важно сохранять связь с университетом?

Потому что это их альма-матер. Потому что, образно говоря, университет – это яйцо, из которого они вылупились, стали специалистами. Ребята помнят нас, спустя 30-40 лет, помогают университету всеми силами. Наш заведующий кафедры, директор инженерно-технического института – наши выпускники. Высококлассные специалисты вырастают и возвращаются к нам, развивают университет. Должна быть тесная связь с выпускниками. Раньше ведь это было самотеком, устроился выпускник и хорошо. А сейчас университет следит за трудоустройством каждого выпускника.

Что для вас счастье?

Счастье для меня – когда на земле мир, родные и близкие здоровы, есть материальный достаток. Счастье еще в людях. Я счастлив тем, что преподаю. Мне нравится заниматься воспитанием будущего поколения, быть рядом с молодежью. Так я чувствую себя молодым.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Юрий Половинкин
доцент кафедры высшей математики Института математики и информатики СВФУ