/ Анна Федорова

Семья по-якутски: традиции или современность?

«Эх, не та нынче молодежь пошла!», «Женщина должна быть…», «Настоящий мужчина никогда…», – каждое поколение утверждает свои жизненные постулаты. Но рано или поздно мы все задаемся вопросом: а как было раньше и правильно ли мы живем? О роли мужчины и женщины в семье саха, об ошибках воспитания и причинах разводов расскажет кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной и этнической психологии Института психологии СВФУ Аида Егорова.

Мужской вектор

Какими видит традиционное сознание якутов образ мужчины и женщины?
– В якутской культуре, как и у многих других народов, существовали стереотипы маскулинности и фемининности.

Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — нормативные представления о телесных, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин.
Фемининность (от лат. femina – женщина) – нормативные представления о телесных, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.

В традиционном сознании якутов мужчина – сильный человек, как физически, так и духовно, выносливый, трудолюбивый, защитник семьи и добытчик. Он глава семьи. Только мужчина вправе осуществлять внешнюю связь с другими людьми. В стародавние времена образ мужчины якута носил ярко выраженный маскулинный характер. Мужчины занимали более высокий статус в обществе, словам мужчины было больше доверия. Эр киhи, уол о5о! (Вот это мужчина, добрый молодец!) Эр киьи уhун санаалаах, киэн көҕустээх (Мужчина великодушен и мудр).

А женский образ – полная противоположность мужскому. Женщина саха должна была подчиняться мужчине: сначала отцу, потом мужу. Это бесправное и покорное существо. Кыыс о5о санаата аhынаа5ар кылгас, көхсө сиэҕинээ5эр кыараҕас (Женский ум короче ее волос. Все это явилось ярким отражением патриархальных устоев в обществе архаичного периода.

Какие роли играли мужчина и женщина в «аласное время»?
– Традиционная культура народа саха имеет свои особенности. В аласное время мужчина играл доминирующую роль, основным предназначением женщины было поддержание порядка и семейного тепла в доме, создание уюта, воспитание детей. Давайте заглянем в прошлое. Еще в мифологическом сознании у традиционных якутов существовала асимметрия мужского и женского начал. В частности, мужское начало ассоциировалось с правой стороной. Если мы говорим о жилище, то мужчина занимал правую сторону, а женщина – левую. Слово «правый» ассоциируется с понятием «правильный», а левый – «чужой». В аласное время женщин замуж брали из чужого рода, и женщина считалась чужой, иноплеменницей. Также испокон веков существовало мнение, что мужское начало соотносится с чистотой, а женское – с чем-то нечистым.

Были ли табу в поведении женщины дома?

– По отношению к женскому поведению было много запретов. Женщина, к примеру, во время беременности и менструации считалась нечистой. Она не имела права прикасаться к одежде охотника, перешагивать через орудие охоты. Ей запрещалось есть мясо медведя, гагары.

Это архаичное представление о нормах поведения женщин есть у многих народов. По отношению к женщинам общество было патриархальным довольно-таки долгий период. Рождение девочки семья праздновала тихонько, если же рождался мальчик, то все ликовали – родился наследник. Другими словами, роль женщины с момента рождения была предопределена.

Поговорим о детях в традиционной семье саха. Каких основных принципов воспитания придерживалась семья?
– В девочке прежде всего воспитывали такие качества, как скромность, стыдливость, целомудренность. Это считалось основой морали. Мальчика учили быть ответственным, выносливым, сильным духом и телом.

Женщина сама воспитывала детей до подросткового возраста. В большинстве случаев отец не вмешивался в воспитание. Когда дети достигали подросткового периода, то их приучали к трудовой деятельности. Мальчики начинали ходить с отцом на охоту, занимались скотоводством, а девочек мать учила шить, готовить, помогать по хозяйству.

Эмансипация: свобода или приговор?

– Когда произошел переломный момент в сознании патриархального общества?
– Я считаю, постепенно. Переломного момента так такового не было. Но в первую очередь это связано с тем, что женщина получила возможность получить образование. В XX веке в мире стала развиваться эмансипация женщин. У них появились права и, главное, выбор.
Постепенно к середине XX века появляются новые модели гендерных ролей. На смену традиционной приходит андрогинная модель.

Андрогинность (греч. ανδρεία, мужчина + греч. γυνής, женщина) – одновременное сочетание в человеке как мужских, так и женских психологических качеств. Психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкалам маскулинности, так и по шкалам фемининности.

Так сложилось, что в обществе приспосабливается та женщина, которая наряду с женскими имеет мужские качества. Она получает образование, начинает зарабатывать деньги, строит карьеру, обеспечивает семью, становится независимой. Постепенно образ андрогинной женщины вытесняет образ традиционной женщины.

Претерпевает изменения и образ мужчины. Раньше он не имел права помогать жене по хозяйству: мыть, стирать, готовить.

Традиционный образ был крайне маскулинным, теперь же мужчина стал мягче, добрее, он может приготовить пищу, ухаживать за детьми. У некоторых мужчин это вызывает некоторое напряжение, что может способствовать проблемам в семейно-брачных отношениях.

Почему современные семьи не выживают?

В былые времена развод считался позором для семьи. Сейчас, судя по статистике, каждый третий брак разрушается.
– Для того периода времени было несвойственно разводиться. Но, женщины якутки, отличались относительной свободой. Примеры мы можем проследить в якутской литературе. Женщина саха не была настолько забитой, как мусульманская женщина. Многое зависело от того, насколько зажиточной была семья. В зажиточных семьях женщины были более раскрепощенными в выборе поведения.

Сегодня разводы – обычное дело. У женщины исчез страх остаться одной.

Но есть, безусловно, и другие причины разводов. Дело в том, что сейчас люди в семье автономны: у каждого свои интересы, хобби, занятия, вследствие чего возникает некая разобщенность внутри семьи. Также немаловажной проблемой является проблема ценностей. Если ценности у обоих супругов не совпадают, то дальше продолжать сосуществовать внутри одной семьи, как правило, становится невозможным.

Люди вступают в брак безответственно, случайно, не узнав друг друга достаточно близко, в обществе много стимулированных браков. Проблема еще в том, что люди не хотят притираться друг к другу. Если раньше говорили: «Женился – терпи», то сейчас молодые не хотят терпеть и уходят из семьи в надежде, что где-нибудь да найдут свое счастье.

Еще одна причина разводов – инфантильность молодых людей. Детство у многих растягивается до 30 лет. Если полвека назад люди очень рано вступали во взрослую жизнь и могли взять на себя ответственность за другого человека, то сейчас взросление наступает очень медленно. Молодые люди не способны решать проблемы, которые возникают в их личной жизни. К сожалению, гиперопека формирует аддиктивное, то есть зависимое поведение. Такой человек не готов к семейной жизни. Многие сейчас у родителей просят купить им квартиру, требуют средства на проживание. А ведь семья должна быть самостоятельной.

Допустим, семья разрушилась, документы о расторжении брака лежат на столе. Как современной женщине справиться с задачами матери?
– Нужно уметь просчитывать условия заранее. Все должно быть по порядку: образование – карьера – семья. Нужно искать разные ресурсы, которые будут способствовать поддержанию ребенка в русле. В советское время детский сад был подспорьем для каждой матери. А сейчас раньше трех ребенка в садик не устроить. Поэтому нынешним мамам приходится вдвойне тяжело.

Женщина должна сначала запланировать ребенка, иметь необходимые благоприятные жилищные условия для содержания и воспитания ребенка.

Такое поколение уже не сможет дать своим детям того, что получили от родителей. У детей следующего поколения вполне вероятны запущенность в поведении и гипоопека, то есть недостаточность воспитательных воздействий.

С другой стороны, воспитание детей в современном обществе стало более гуманным. Дети стали более свободными и раскрепощенными. Чтобы избежать трудностей, в воспитании детей нужно большое внимание уделять ответственности, умению самому решать те или иные задачи.

Каким станет человек поколения нео?

– Мы сейчас находимся в стадии андрогинной модели, в которой наблюдается синтез качеств мужчины и женщины. Означает ли это, что андрогинность лучше традиционной модели?
– Андрогинная модель формирует человека гибкого, приспособленного к обществу. Если мы сейчас воспитаем девушку в традиционных условиях, то она не будет готова для жизни в современном обществе. Да и мужчина уже не такой жесткий. Согласитесь, сейчас жесткий мужчина кажется нам уже ненормальным.

У зарубежных авторов есть две модели поведения, которые могут в будущем вытеснить андрогинную модель. Первый вариант: происходит стирание гендерных различий, образуется некий образ унисекса. Второй вариант: возврат к традиционной модели. Возможно, перейдя к унисексу, люди соскучатся по семейному очагу, и произойдет возврат к прошлому. Время покажет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аида Егорова
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной и этнической психологии Института психологии СВФУ