/ Ксения Коршун

«Серьезно относиться к ЕГЭ нельзя. Это должен быть один из элементов системы»

Одним из источников, способных повысить качество жизни ребенка в современном социуме, увлечь его социально значимыми целями, обогатить его духовный мир нравственными ценностями, является детское общественное движение. О том, чего сейчас не хватает подросткам, рассказала доктор педагогических наук, профессор Ирина Фришман.

Пионерская деятельность

Какие виды пионерской деятельности есть сейчас в России?

В России сейчас действуют как пионерские, так и детские общественные объединения. Под детскими общественными движениями я имею в виду профильные – это юные моряки, юные экологи, театры детской моды, юная социальная педагогика. Очень много социальных проектов в молодежной политике и в детском движении — ребята становятся активными. А самое главное: общественная работа учит ответственности — перед людьми, перед собой. Хотите помогать людям? Вы должны понимать, что ваша помощь может быть воспринята по-разному. Хотите путешествовать? Тогда нужно следить за своим здоровьем, чтобы дойти до конца путешествия.

Наверное, люди нашего поколения благодарны пионерской организации, показавшей, что работа с детьми — это очень серьезное дело и что очень важно уважать мнение и позицию ребят. В этом смысле существующие детские организации являются хорошими наследниками того, что было в советское время.

Зачем это детям?

Как добиться у детей понимания, что такие мероприятия, как, например, смотр строя и песни, нужны? Школьники не видят в этом смысла и занимаются этим только потому, что их заставляют.

Одна из задач, ради которой я прилетела в Якутию, как раз заключается в том, чтобы подготовить взрослых к тому, чтобы ребенок осознанно подходил к порученным делам. Взять для примера тот же смотр строя и песни. Это не просто коллективное действие. Если ты умеешь делать что-то вместе: идти в ногу, говорить речевку, петь – тогда и в жизни какие-то задачи ты можешь решать коллективно. А еще мальчики должны понимать, что умение маршировать пригодится им в армии, а девочки — что красивая осанка украшает девушку. Все зависит от успеха коллективных действий. Если человек не понимает смысл своих действий, то тогда и деятельность не имеет смысла.

В век информационных технологий дети большую часть времени проводят в интернете. Это большая проблема? Детям надо объяснять, что СМСка обнять не сможет. Виртуальная реальность нам нужна для того, чтобы быстрее организовывать реальность. Мы не сможем каждый день встречаться. Но если захотим – мы можем поддерживать связь. Но для того, чтобы ее поддерживать, нам сначала надо встретиться. Здесь все взаимосвязано. Есть еще такой момент, что взрослые не до конца понимают эту проблему. Дети не боятся новых технологий, а взрослые не понимают, зачем им это нужно.

Почему подростки стали агрессивнее?

Подростковая агрессивность и неуправляемость просто зашакливает: школьники берут в заложники своих одноклассников, используют оружие. В чем причины такого поведения?

Человек становится агрессивен тогда, когда у него нет друзей, когда он не справляется с возлагаемой на него нагрузкой в виде требований родителей, требований его самого к себе.

Человек — существо социальное, он не может быть один. А современные подростки сами себя изолируют от общества. Если человек не умеет общаться с другими людьми, то рано или поздно они ему начинают мешать, перестают быть для него живыми людьми. Они становятся виртуальными объектами, с которыми можно обращаться как в компьютере: нажимаешь на кнопку — и «проблема» исчезает.

Может, сказывается, недостаточное количество кружков и секций для подростков?

Конечно. Но дело в том, что секции и кружки будут действенны, если человек хочет чем-то заняться. Сейчас многие девушки и юноши стесняются: как я пойду, а что я скажу, а если на меня будут смотреть. Вот поэтому нужны детские организации. Ведь это возможность создать окружение, в котором мы помогаем детям не стесняться, не бояться, знакомиться, встречаться, расставаться. Конечно, проще сидеть за компьютером и там создавать себе мир, потому что он безопасен, потому что ты можешь «убрать» кого-то одним нажатием кнопки. На самом деле это все — иллюзия. Существует только то, что за окном. Но ведь это очень сложно. Туда надо идти, там кто-то может быть тобой недоволен.Проблема не в недостатке мероприятий, а в личном отношении. Вы живете в городе, в котором происходит миллион всевозможных событий. Но вы можете сказать, что вам скучно и вы не знаете, чем заняться.

Школьное обучение

Как вы относитесь к ЕГЭ? К тому, что каждый год в нем что-то меняют, вносят какие-то коррективы?

Серьезно относиться к ЕГЭ нельзя. Это должен быть один из элементов системы.

Мы почему-то всегда по итогам года обсуждаем только ЕГЭ. Вам не показалось, что около пяти лет только это и обсуждают? А все остальное куда девается?

Я думаю, что для ребят, которые живут здесь и хотят, например, учиться в московских вузах, ЕГЭ – отличная возможность поступить туда. Но говорить серьезно о проверке знаний нельзя. ЕГЭ – это механизм, который фиксирует какой-то результат. А знания и результат — это не одно и то же.

Я считаю, что помимо этой процедуры в общественном сознании надо формировать что-то другое. Может, надо делать какие-то общественные смотры школ, поднимать вопрос о том, какую роль играет школа, какое эмоциональное состояние ребенка после учебы. Вот о чем стоит говорить. Знания шире некоего механизма.

Почему в некоторых школах отменили трудовое воспитание и домоводство? Ведь школа — это не только место, где дают знания, но и воспитывают личность.

Я думаю, что школы к этим предметам еще вернутся. А отменили, наверное, потому, что у детей очень большая школьная нагрузка. Я считаю, это неправильно, потому что молодая жена должна уметь готовить, а муж — гвоздь прибить. Детям необходимо прививать трудовые навыки, хотя не все ребенок должен постигать в рамках школы. Можно трудовое воспитание включить в программу детских общественных объединений. У нас есть дополнительное образование, клубы, кружки…

Детям не хватает общения

По своей работе вы общаетесь со многими детьми в разных городах. Что вы слышите от них чаще всего? Чего им больше всего не хватает?

То, о чем мы с вами говорили. Они не понимают какие-то взрослые правила, им не хватает общения, им недостаточно разговоров и каких-то общественных дел. Несмотря на то, что афиши культурных центров переполнены, есть много музеев, различных мероприятий, они не знают, куда идти, что смотреть. И им всегда не хватает стимула — взрослые не выступают для них стимулом активности. И они об этом говорят.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ирина Фришман
Директор Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций».