/ Ксения Коршун

«Нынешнему поколению не повезло с системой образования»

Профессия педагога будет одной из востребованных. Но несмотря на большое количество выпускаемых специалистов школам до сих пор не хватает хороших учителей. Почему так происходит? Какой подход в обучении детей самый эффективный? На эти вопросы ответил главный редактор научно-теоретического журнала «Педагогика» Руслан Бозиев.

Без языка как без рук

Нужен ли в современных условиях иностранный язык современному специалисту – реально, в повседневной деятельности, а не для «галочки»?

Человек без языка сейчас – как без рук. Это касается абсолютно любой профессии. Да, даже если не в работе, элементарно, выехал за рубеж – и без языка ты беспомощен. Я недавно разговаривал с одним академиком, он в 65 лет выучил английский язык. Академик рассказывает, что однажды он приехал на международный симпозиум. Так к его группе никто не подходил, и они сами не могли ни к кому подойти – языка то не знали. Это жизнь, сейчас язык – это такая же необходимость как одежда, еда и все остальное. Знания языка расширяют жизненные возможности человека

А педагоги, учителя в возрасте? С возрастом им же тяжелее обучаться чему-то новому.

Есть такое понятие – непрерывное образование. Если педагог начинает отставать от своих учеников – то грош ему цена. И ученики не будут уважать педагога, который отстает от них хоть в чем-то. Учитель должен быть выше своего ученика. Сейчас существует множество научной, познавательной, этнографической литературы именно на английском языке. Даже без поездок на симпозиумы, конференции можно изучать язык для себя.

Это же интересно – посмотреть фильм на английском языке, прочитать книгу в оригинале. Иностранный язык – такой же, как и любой другой язык. Он развивает психику человека, образное мышление. Человек сам себя начинает уважать, особенно, если обучение иностранного языка происходит в пожилом возрасте.

Разочарование от профессии учителя

Почему именно студенты, обучающиеся на филологическом факультете по специальности «педагог», чаще всего не работают по профессии? Существует ли в вузах проблема переработки по специальности «учитель»?

Тут много факторов. Многие выпускники школ, зная, что они никуда больше не поступят, подают документы на филологические и педагогические специальности. Они даже не осознают, что они будут работать учителем. Потом во время учебы начинают смотреть – у учителя зарплата маленькая, нагрузка огромная, уважения ни от учеников, ни от родителей нет. И тут происходит разочарование.
Повысить порог на вступительные баллы для этих специальностей тоже не выход – туда и так никто не идет. Надо начинать с простого – достойной заработной платы. Человек – это самое сложное создание. Сложнее чем космический корабль.

Учитель выращивает человека, это штучная работа. И прежде всего он должен уважать себя. А для того чтобы уважать себя, он не должен бегать высунув язык и думать о том, где заработать лишние сто рублей. Отношение к учителю должно быть совсем другое. Система образования в первую очередь должна работать на педагога. На каждые пять учащихся должен приходиться один учитель, это должна быть самая массовая профессия.

И тогда можно будет и проходной балл сделать как в ведущих университетах мира. Это очень сложная для поступления специальность. В древнем Китае 20 тысяч лет назад существовало министерство образования, которое выбирало, кому быть учителем из взрослых, состоявшихся людей. А у нас – тот, кто не может поступить на другие отделения и факультеты, поступает в педагогический. Только для того, чтобы получить высшее образование. Это беда многих университетов в России. Из Московского педагогического университета только 25% выпускников идут работать в школы. Остальные работают кем угодно, только не учителем.

С 2011 года все вузы России перешли на двухуровневую систему высшего образования. Как эта реформа сказывается на качестве высшего образования и, в конечном счете, на успешности выпускников вузов?

Пока невозможно дать какой-то однозначный ответ. Дело в том, что подписав Болонское соглашение, мы приняли общеевропейский стандарт. При подписании документов мы какую-то часть просто скалькировали и опубликовали. Но при этом не подумали о том, что огромная существовавшая система образования не совсем схожа с аспектами в уже состоявшемся болонском процессе. И теперь совсем не понятно, кто такой бакалавр, а кто магистр. Если это бакалавр – то какая у него должна быть зарплата? А кто такой учитель-бакалавр? Магистрант – тот, кто будет заниматься только наукой или чем-то другим? Если бакалавр – это массовая профессия, то магистрант – штучная, значит и зарплата должна быть соответствующая. Тут много нестыковок. Пока я не вижу вообще никаких моментов: ни позитивных, ни негативных. Нынешнему поколению не повезло с системой образования.

Ребенок – «штучный» продукт

Какой подход в обучении детей более эффективный – индивидуальный или коллективный?

Обучение – только индивидуальное. Воспитание – только коллективное. Образовательный процесс состоит из нескольких составляющих: обучение, воспитание, развитие. Воспитание должно быть коллективным, потому что ребенок должен все время чувствовать себя частью большого сообщества людей, должен все время социализироваться. С другой стороны процесс получения знания требует индивидуальной работы учителя с ребенком. Он с ними должен изучать каждый учебный блок, заставлять детей самих работать – а значит, с каждым ребенком должна проводиться «штучная» работа. Класс должен быть очень маленький. Если мы хотим сделать государство развитым и построить хорошее общество – надо открывать больше школ и создавать больше мест для учителей.

Ребенок, штучно обучаемый и штучно воспитываемый, все время крутится в коллективе и находится в процессе обучения – у него не будет желания асоциализироваться, выпить банку пива и ходить орать. Он будет увлечен совсем другими вещами. Вкладывая в школы, мы будем строить меньше тюрем.

Заметен ли для вас сейчас большой уклон в сторону среднего специального образования? С чем связано то, что многие школьники идут поступать в ссузы: теряется престиж высшего образования?

Это вполне объяснимо. Это реальная профессия, которая дает реальные деньги. Сейчас сварщик, слесарь, электрик, учившийся два года, получает в два-три раза больше чем учитель, отучившийся пять-шесть лет в университете. В нормально функционирующей системе образования не должно быть престижного и непрестижного. Любое образование должно быть элитарным. Каждый человек должен знать, что он хочет. Рабочий такая же уважаемая профессия, как и инженер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Руслан Бозиев
доктор педагогических наук, профессор, главный редактор научно-теоретического журнала «Педагогика»