/ Евгений Онуфриев

«Создать в Якутии мобильное приложение со спросом – не проблема»

Мобильные приложения являются важным сегментом для рынка смартфонов, ведь они буквально «вдыхают в них жизнь». Помимо используемых всеми игр, социальных сетей и мессенджеров, сегодня все больше организаций переходят для информирования аудитории именно к мобильным программам. «Наш университет_онлайн» поговорил с разработчиком приложений «НВК Саха», «Саха Театр», «Сонуннар» Мичилом Ходуловым об особенностях создания продуктов на платформе iOS и нынешнем состоянии рынка мобильных приложений в Якутии.

INTER_MICH_HOD
Считается, что опубликовать приложение в AppStore (интернет-магазин Apple) намного труднее, чем для Play Market (интернет-магазин Google). Через какие процедуры проходят разработчики, чтобы приложение разместили в магазин?

Первый шаг, который нужно сделать разработчику iOS приложений – это приобрести лицензию iOS Developer Program, которая стоит 99$ в год. С ее наличием вы можете официально выпускать свои продукты в магазине Apple. Особых проблем при верификации программ нет: если ваше приложение работоспособно и не имеет критических системных «багов», считайте, что вы уже попали в магазин.

По моему мнению, проверка приложений в AppStore проходит строже, чем в Play Market – сотрудники «яблочной» компании тщательно контролируют все проходящие через них программы.

Самое главное требование при разработке iOS приложений – это легальность продукта. Когда я разрабатывал электронное приложение для «НВК Саха» – со стороны Apple были дополнительные запросы, где они просили предоставить договор о сотрудничестве с компанией, с копирайтом у них все строго.

Говорят, что разработка приложений для платформы iOS является очень прибыльным бизнесом, но 90% всего рынка при этом занимают крупные компании, а небольшим командам и программистам-одиночкам приходится довольствоваться малым доходом. 

Да, одиночкам зарабатывать сложнее, чем, скажем, слаженным командам. Поэтому программисты-одиночки в основном пробуют себя во фрилансе, работают по найму, словом, выбирают временную работу. Наиболее котируемый вид оплаты среди них – это почасовой.

В то же время примеров разработчиков, которые из разряда начинающих перешли к крупным, много. Таковыми являются разработчики популярной мобильной игры Clash of Clans – вначале их было всего шестеро, но благодаря успеху приложений сегодня они являются одной из передовых компаний в мире, создающих игры для iOS. Поэтому можно сказать, что если у разработчика действительно заготовлен стоящий продукт, то проблем на рынке приложений у него не будет.

Если брать нашу республику, то в этом плане можно отметить братьев Ушницких с их мобильными играми и приключенческий проект The Wild Eight от студии 8 Points. Правда, хоть последний и разрабатывается для стационарных платформ, его история создания очень показательна: разработчики, не имея средств для проекта, запустили на Kickstarter кампанию по сбору денег, рекламируя будущую игру, – и это сработало: людям проект понравился, в итоге студии удалось собрать около 50 000 долларов для дальнейшей работы.

С современным интернетом местонахождение не играет никакой роли: будь ты в Америке или Якутии, у тебя есть все возможности создать хорошее приложение, на которое будет спрос по всему миру, – все зависит от идеи.

Разработать программу – это одно дело, а сделать так, чтобы ее покупали – другое. Как «продвигать» свой продукт, чтобы извлечь из нее прибыль?

Для пиара и раскрутки продукта должны быть отдельные специалисты. Если разработчик желает попасть в топ AppStore, то он должен знать, что это затратное дело. Иногда бывает так, что на раскрутку тратят даже больше, чем на само создание приложения – цифры могут достигать до 5 000 000 рублей и более.

INTER_IOS_2
Для того, чтобы выпустить действительно полнофункциональное приложение, которое будет приносить прибыль, нужно собрать команду из нескольких специалистов: это менеджер, который возьмет на себя раскрутку программы, дизайнер, который должен сделать приложение красивым и узнаваемым, сам разработчик и руководитель, который будет следить за общим ходом дела.

Не менее важно найти технических специалистов, что будут выявлять в приложении ошибки, обслуживать клиентов, у которых появились трудности в пользовании программой.

Интерес у аудитории мобильных приложений хаотичный, может резко меняться, поэтому, чтобы продукт оставался «на плаву», его необходимо постоянно развивать и поддерживать к нему интерес аудитории – только так его удастся продолжать «продвигать» на рынке.

Отечественные разработчики все более заметны на рынке: вышли популярные программы MSQRD, Prisma. Как обстоят дела с якутскими разработчиками?

Наши программисты, в основном, ориентируются на жанр игр – он популярен, интересен для молодежи, вариант практически беспроигрышный. Но в связи с этим в данной сфере возросла и конкуренция – с каждым разом разработчиков становится все больше, и за эту нишу уже приходится бороться.

Наиболее популярный жанр в мобильных играх – это квесты, где игроку даются задания на поиск предметов. По ресурсам это не очень затратно, приложение можно запустить на многих моделях смартфонов, соответственно, спрос на такие игры среди аудитории большой. Офисные программы, обработчики приложений и прочие продукты не так популярны в республике, потому что являются узкоспециализированными, ими пользуется малое количество людей.

С какой платформы начинающему разработчику стоит начинать путь – с Android или iOS, и на каком языке писать?

По моему мнению, лучше начинать с платформы iOS, так как она более дружелюбна для программистов. У Android большое разнообразие девайсов, и для программистов это может сыграть в плохую сторону – чтобы приложение нормально работало на всех смартфонах, нужно долго и тщательно его тестировать. С iOS все проще – среда для программирования более упорядоченная, структурированная, моделей смартфонов не так много.

Программировать я начинал с языка Objective-C, в свое время широко использующегося корпорацией Apple, но сейчас начинаю изучать новый язык программирования – Swift, куда «яблочники» начинают переводить все свои продукты. Из плюсов можно отметить, что он более удобный и легче в освоении и написании кода.

Фото: Светлана Павлова, редакция новостей СВФУ, из личного архива героя

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мичил Ходулов
программист, разработчик приложений для платформы iOS