/ Варвара Жиркова

«Специалист с математическим образованием – универсален»

Доцент Института математики и информатики СВФУ Дмитрий Скрябин работает в университете ровно пятьдесят лет. Он отмечает, что ему никогда не хотелось менять место своей работы. Дмитрий Дмитриевич рассказал о том, какими качествами должен обладать математик и объяснил, в чем плюсы математического образования.

Skryabin

Почему вы стали математиком?

Признаться, это было не по своей воле. В 1959 году после окончания Тюнгюлюнской средней школы Мегино-Кангаласского улуса я поехал в Ташкент, хотел поступить на химическое отделение Ташкентского государственного университета. Но медицинская комиссия сказала, что по состоянию здоровья мне нельзя поступать на химический и геологический факультеты, на остальные – можно. И вынужденно выбрал математику.

Какие качества нужны, чтобы стать математиком?

Для выбора профессии математика, конечно же, нужны способности, особенно к точным наукам. И самое главное для любой специальности – трудолюбие. Современные дети, считаю, намного умнее предыдущих поколений. У них большой кругозор, они идут в ногу со временем, пользуются интернетом и другими источниками информации. Но им не хватает трудолюбия.

Немецкий философ Гегель сказал, что у всех людей начальное развитие одинаковое – все они имеют мозг. Но человек становится умным, только когда он развивает себя. А развивать ум можно только трудом. Боюсь, что нынешнее поколение «мозговитее», чем мы. Конечно, не у всех потенциальный ум развивается, это зависит от самого человека. В чем сейчас заключается трудность обучения студентов? Интернет интенсивно начал развиваться порядка десяти лет назад.

Сейчас информатизация достигла такого уровня, что народ, пользуясь интернетом, может не учиться. И именно это мешает обучению людей специальности.

В мировой паутине они могут найти все, даже не нужно никакой энциклопедии. Но для того, чтобы заниматься конкретной специальностью, наукой, особенно математикой, нужен труд. Они к этому не привыкли. Многие из них сидят днями и ночами в сети, в основном для развлечений. Занимаются чем угодно, но не математикой.

Мы не знаем, как учить нынешних детей. Для них нужен совсем другой подход, другая методика, которую необходимо разработать. Все человечество ждет этого и работает в этом направлении, и когда-нибудь да придумает. Не может быть такого, чтобы мы плыли по течению. Думаю, что должно развиваться дистанционное обучение с помощью информационных технологий, ведь уже сейчас ясно, что будущее за этим.

Профессия учителя предполагает постоянное выставление отметок. Легко ли быть «судьей»?

По-моему мнению, профессия учителя требует нескольких вещей. Первое, что необходимо учителю – любить учащихся. Второе, учить их учиться. Третье, учить их трудолюбию. А этому не всякий человек может соответствовать. Мне труднее всего дается второе правило – учить студентов учиться. Нужен особый талант для того, чтобы учить этому. Например, был выдающийся педагог Михаил Андреевич Алексеев – основатель первой в Якутии школы с углубленным изучением основ физики и математики, инициатор и вдохновитель физико-математического движения в республике, реформатор физико-математического образования. Таких людей крайне мало. Есть понятие «Заслуженный учитель» и другие звания – их один на сто. Очень талантливых педагогов – один на тысячу, один на десять тысяч. А народный учитель – один на миллион.

У каждого есть любимый учитель, наставник. Расскажите о своем.

Я горжусь нашим классным руководителем в Тюнгюлюнской средней школе, учителем химии Михаилом Оконешниковым. Я пошел в шестой класс в 1956 году, он окончил Якутский педагогический институт в 1956 году и приехал в нашу школу, когда я пошел в восьмой класс. Все, кто учились у него, особенно в нашем классе, хотели стать химиками. Он настолько был талантливый учитель, что смог зажечь интерес у ребят к этому предмету.

Чем хорошее математическое образование отличается от некачественного? Где получить хорошее образование?

Математика хороша тем, что развивает мышление, ум. Она – необходимый предмет для саморазвития. Математическое образование – универсально. С математическим образованием ты можешь изменить свою специальность в любом направлении. Если хочешь стать чистым математиком, то нужно учиться либо в Новосибирске, либо в Москве (МГУ), либо в Санкт-Петербурге (СПбГУ). Там действительно имеются всемирно известные математические школы. Талантливых ребят нужно отправлять туда в магистратуру, чтобы они стали хорошими специалистами.

Считается, что математика – наука «устойчивая» и действительно открытия и прорывы в ней совершаются не так часто. Достигает ли человечество предела математики?

Все знания человечества бесконечны. Развитие человечества будет все больше и больше требовать развитие математики. Сейчас мы находимся на таком этапе развития математики, что пока вроде бы наблюдается застой. Но были времена, когда сильно развивалась физика и она подталкивала математику. Сейчас человечество достигло такого уровня, когда особо ничего нового открывать не надо. Но со временем вновь пойдет разностороннее развитие. Наступит время, когда будут развиваться новые разделы математики, которых еще нет.

Компьютерные технологии, в том числе благодаря математикам, шагают вперед с большой скоростью: считают по формулам, продумывают комбинации с такой скоростью, какой человек никогда не сможет. Не будут ли компьютеры в будущем отбирать хлеб у математиков?

Компьютером управляет человек. Все, что компьютер делает по программе, сделанной человеком. Компьютерные технологии развиваются благодаря человеку. Хозяин – человек. Но есть распространенное мнение, и видимо оно правильное, что чистую математику можно развивать с помощью компьютера. Я не думаю, что искусственный интеллект будет самостоятельно развиваться. Все равно ему нужен человек.

Гуманитарии часто говорят: «Зачем мне математика я и без нее в жизни обойдусь». Правы ли они?

Нельзя утверждать, что математика нужна всем. Но математика имеет право на существование в гуманитарных науках. Есть разделы лингвистики, в которых нужно обязательно знать этот предмет. Например, в математической лингвистике. Так что во многие разделы деятельности человека математика проникает. Математика – вспомогательная наука. Она может помочь многим наукам.

Фото: Варвара Жиркова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дмитрий Скрябин
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Института математики и информатики СВФУ