/ Маргарита Винокурова

«Специальность «педагог» необходимо присваивать выпускникам после испытаний»

Школа, как социальный институт, впитывает все значимые изменения в обществе, развивается и модернизуется вместе с ним. Новые реалии предъявляют новые требования к личности и подготовке учителя. Начальник управления образования Амгинского улуса Юрий Шишигин считает, что новая система подготовки педагогов уступает классической, и это приводит к тому, что молодые учителя часто «перегорают» после первого неудачного опыта и не возвращаются к учительству.

IMG_7945
С этого года университет совместно с администрациями районов начал проект глубокого отслеживания трудоустройства молодых специалистов на селе. В этом году по университету из Амгинского улуса программы подготовки окончило более 70 студентов…

Действительно, окончило более семидесяти, но основная масса выпускников СВФУ после бакалавриата пожелала продолжить свое обучение в магистратуре. Некоторая часть весной подписала предварительные договора о трудоустройстве, но в целом можно сказать, что эти договора не работают. По моим наблюдениям, выпускники заключают контракты, чтобы быть допущенными к защите выпускной работы. Потом большинство ищет повод расторгнуть договоренности и, как говорится, отправляется в «свободное плавание». Поэтому мы, руководители образовательных учреждений, со следующего года собираемся дать рекомендацию не заключать договора весной. Многие не приезжают. Молодежь не хочет работать в селе, большинство предпочитают остаться в городе, где, как им кажется, больше возможностей. Хотя мы стремимся создавать условия.

В селах, на месте работы, кроме районного центра, всем предоставляется общежитие с центральным отоплением. Директора школ проявляют максимум внимания и заботы. Благодаря правительству и главе республики в селах строятся каменные школы и садики. Школы полностью оснащены современным оборудованием, как говорится, работай – не хочу…. Зарплата у учителей стала достаточно приличной, в среднем у молодого учителя с нагрузкой 18 часов в неделю получается около 38 тысяч рублей.

Как вы думаете, какая роль отведена молодому специалисту в нынешней системе образования?

Появление в школе молодого учителя: энергичного, позитивного, красивого и модно одетого, несомненно, вызывает море ярких впечатлений у учащихся. Многие ученики начинают подражать таким учителям, для некоторых они становятся кумирами. Есть и такие, кто не будет уважать педагога, из-за чего теряет интерес к предмету. Все эти чувства отражаются на качестве образования, во взаимопонимании в коллективе, мотивации к обучению. Учитель – это тот человек, который во многом вершит судьбы людей. Уинстон Черчилль говорил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», и я согласен с ним.

Вспоминая свои далекие школьные годы, хочется рассказать о молодом учителе математики и информатики, который приехал работать к нам, в маленькое село. Он оставил свой след в моей душе и способствовал выбору будущей профессии. Как он был одет по-другому, говорил по-другому и даже шутил по-другому – это не забывается. В наших глазах он казался всезнающим. Особенно хорошо разбирался наш учитель в компьютерах, и этим, конечно же, подкупил мужскую половину класса. Мы днями и ночами пропадали в кабинете информатики, много разговаривали на абсолютно на все темы. Он нам стал как старший брат, который в любую минуту придет на помощь, защитит. Я, например, выбрал путь учителя математики и информатики во многом благодаря своим родителям-педагогам и этому молодому учителю математики.

Скажем, этот образ – образ учителя прошлых лет. Времена меняются и вместе с этим меняется и современный учитель. Как вам кажется, в лучшую ли сторону?

Не могу дать однозначного ответа. В последние годы меня не покидает мысль: понимает ли современный учитель ответственность за доверие, которое им оказали родители, вверив ему судьбы своих детишек? Да, несомненно он должен безупречно знать свой предмет, но это формальное требование, которое стоит перед современным педагогом. Не это главное, главное – учитель должен быть Человеком. Вот к чему он должен быть готов.

В СВФУ готовят высококвалифицированных учителей почти по всем предметам. Какую оценку дадите качеству их подготовки за в последние годы?

Как выпускник «старой школы» ЯГУ, замечаю, что в последнее время качество подготовки выпускников педагогических специальностей не стало лучше. И это с учетом появления новых образовательных методов, цифровых технологий, которые, вроде бы, должны были способствовать качественному обучению.

В последнее время в СВФУ стало много краснодипломников – и это замечательно. В наше время в курсе единицы оканчивали с отличием, но это не значит, что мы хуже учились…

Было бы замечательно, если бы выпускникам присваивали специальность «педагог» только после некоторых испытаний. Например, после теста на профпригодность. Или как у врачей – после «ординатуры». Недостаточно теории специальности, методики преподавания, не хватает педагогической практики. Приезжают специалисты, которые не знают тонкостей планирования, недостаточно знакомы с возрастными особенностями детей, психологии, методики обучения, технологии. Многие скажут, что все это приходит с годами. Но за промежуток между теми годами, когда все это придет (и придет ли?) что мы будем делать? Нам же вершить судьбы детей…

В чем же причина недостаточной подготовки педагогов?

На мой взгляд, на качество преподавания повлиял целый комплекс факторов. Во-первых, на педагогические специальности поступают те, у кого меньше баллов ЕГЭ, или те, кто не поступил в другой, более престижный факультет. Во-вторых, это несовершенные образовательные программы вузов, подготовленные без учета местных особенностей сельской школы. Это, конечно же, слабая профориентационная работа в школах, из-за чего в педагогике остаются не самые способные ученики.

0061_IMG_8280
Доступность второго (третьего, четвертого) высшего образования также может повлиять на степень подготовки – принцип «первое образование получу педагогическое, а потом заочно доучусь по желаемой специальности» очень популярен в умах молодых людей. Надо признаться, что и методическое сопровождение молодых педагогов на местах работы оставляет желать лучшего. Молодой педагог, прибывший работать в школу, в большинстве случаев предоставлен самому себе. Осенью у завуча, как правило, тарификация, расписание и куча документов. Опытные учителя перегружены часами, заполнением мониторингов и всевозможных документов, отчетов. Нет наставничества. Родители стали другими: образованными, знающими свои и чужие права и обязанности, очень занятыми. От них молодому учителю не приходится ждать помощи, спасибо, если на родительских собраниях не «съедят» бедного педагога. Большие проблемы в наслегах с досугом: одно спасение – спортивный зал. Молодые учителя не выдерживают, «перегорают» и уходят из профессии. Многим первый год учительства запоминается как кошмар. Конечно, есть учителя по призванию. Всего себя они посвящают школе. Большой и искренний им поклон.

Нет, я не отпугиваю своими мыслями студентов от увлекательной, интереснейшей, самой благодарной и благородной профессии учителя. Хочу, чтобы перед тем, как пойти в школу, молодой специалист три раза задумался над выбором – готов ли он.

По каким предметам педагоги наиболее востребованы?

Школе нужны психологи и физики. В детских садах не хватает логопедов. Также в связи с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья стали востребованы дефектологи. В то же время наблюдается избыток учителей якутского языка, филологов. Честно говоря, даже как-то жалко педагогов этих специальностей. Отчаявшись искать работу, некоторые принимаются за любую возможность.

Школе нужны мужчины. Не только учителя физкультуры, но и математики, физики, историки. Мужчина воспитывает детей одним лишь своим присутствием.

Какие существуют особенности преподавания в сельской школе? Чем отличается городской учитель от сельского?

В районах продолжается миграция в большие города, поэтому количество учащихся в классах уменьшается, становится много малокомплектных школ. Для сельской малокомплектной школы нужен учитель с принципиально иным набором профессиональных компетенций. Главное среди них – умение сопровождать ребенка в образовательном процессе – и дистанционно, и в профильном обучении, и в плане ориентации выбора профессионального образования. Это предполагает принципиально иные технологии обучения и воспитания. Для педагога сельской школы особенно значимо не просто передать знания, а научить ребенка самостоятельному умению учиться, «дать удочку». Сегодня в педагогических вузах и колледжах необходимо разнообразие содержания, форм и методов подготовки сельского учителя.

Сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, и, следовательно, сельская школа будут существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Юрий Шишигин
начальник управления образования Амгинского улуса