/ Гаврил Семенов

«Стыдно не знать иностранный язык»

Преподаватель английского языка с 35-летним стажем Елена Боголюбова рассказала «НУ_онлайн» о перспективах ввода обязательного ЕГЭ по английскому языку, о политической подоплеке предмета и о том, как заинтересовать учеников в изучении иностранного языка.

80e28b503452c025c0fc5bfb652917a7e2e2ee
Как вы бы оценили уровень преподавания английского языка в школах России?

Ситуация, хоть ее и нельзя назвать блестящей, улучшается с каждым годом. В школах Санкт-Петербурга достаточно высокий балл ЕГЭ. Современные учителя преподают язык совершенно по-новому. Используется интегрированный подход: работа над всеми видами речевой деятельности, использование различных интернет-ресурсов. Мне трудно говорить в масштабах всей страны, однако в Петербурге в обычных средних школах лучше результаты, чем в гимназиях. Важен момент человеческого фактора. Если работает квалифицированный педагог, преданный своему делу, он обеспечит хороший результат, в какой бы школе ни работал.

Думаю, в наше время стыдно не знать инностранный язык. Ресурсы очень богатые. Можно записаться на онлайн-курсы, поехать за рубеж, присоединиться к чат-группам – только ленивый может сказать, что трудно изучать язык. Возможностей много, нужно просто захотеть ими воспользоваться.

Вы упомянули ЕГЭ. Готовы ли российские школы к вводу обязательного единого экзамена по английскому языку в 2022 году?

Россия всегда характеризовалась тем, что в решающий момент может сосредоточить усилия на приоритетном направлении. Думаю, если такая цель будет поставлена, если хорошо будет организована работа по подготовке преподавателей и экспертов ЕГЭ, то цель вполне достижима.

Нужно создать благоприятную среду, чтобы ценность иностранного языка была очевидна: люди, имеющие хорошую языковую подготовку, должны признаваться обществом, иметь какие-то поощрения.

Как вы оцениваете уровень проведения ЕГЭ по английскому сегодня?

Очень рада, что вернули устную часть экзамена. Когда мы говорим о проверке уровня владения языком, исключать устный компонент не совсем правомочно. Наверное, на то были какие-то финансовые причины.

Необходимо улучшить работу экспертов, чтобы они действительно получали соответствующую подготовку, могли точно и профессионально оценивать работы. У нас достаточно материалов для подготовки к ЕГЭ. Но важно учить язык вне зависимости от того, какими учебными пособиями пользуетесь. А учебники, особенно с привлечением дополнительного материала, безусловно выводят на уровень, который необходим для сдачи ЕГЭ.

Порой человек не может составить хотя бы одно предложение даже после 11-ти лет обучения…

Нужно сделать так, чтобы ученики имели возможность проявить себя и использовать свои знания. Для этого можно приглашать носителей языка, проводить культурные мероприятия, сделать так, чтобы общение на языке стало нормой. Больше желания изучать иностранный язык будет при соответствующей атмосфере.

Влияют ли политические отношения между странами на уровень заинтересованности общества в изучении иностранных языков?

Я отношусь к тому поколению, которое училось при «железном занавесе». Опыт показывает, что можно учить язык даже находясь в изоляции. Раньше были печатные источники, сейчас это интернет-ресурсы. Может быть, в условиях политической напряженности снижается мотивация, становится меньше возможностей путешествовать, общаться, обучаться за рубежом.

Считаю, что знание иностранного языка не должно зависеть от каких-либо политических катаклизмов.

Каждый язык, которым мы овладеваем, это новое измерение нашей личности.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Елена Боголюбова
преподаватель английского языка в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, экзаменатор Международного экзаменационного центра RU 024