/ Ульяна Евсеева

«В школе ребенок встречает не какой-то специально подобранный по интересам круг общения, а некий срез общества»

Член Ассоциации школ СВФУ – Саха-Бельгийская гимназия ежегодно выпускает по тридцать-сорок выпускников. Дети приезжают в село Кептени Усть-Алданского района, где она находится, из других деревень, районов. Живут в интернате, у родственников. Директор Марина Петрова, которая руководит гимназией 12 лет, рассказала о том, как живет сельская школа.

IMG_2877
– У вас довольно интересная ситуация: две школы в деревне. Одна – общеобразовательная, другая – гимназия. Между школами нередко возникает соперничество при небольшом количестве детей…
– Да, есть такое явление. Думаю, школа должна быть привлекательной для как детей, так и для родителей. У нас ассоциированная многопрофильная Саха-Бельгийская гимназия, а это значит, что мы обучаем по довольно обширному количеству направлений. К тому же мы являемся членами ассоциации СВФУ. И учетеля, и школьники принимают активное участие в проектах университета. Например, недавно пять наших учителей вернулись со стажировки в Южной Корее. А ученик 11-го класса Максим Турантаев занял второе место на международных соревнованиях по робототехнике в Японии и получил грант от президента России.

– Появление общедоступного интернета в каждом кармане могло бы коренным образом изменить сам подход к образованию, в частности к школьному. Но в реальности наших детей учат примерно так же, как и наших родителей. Почему?
– Я всегда говорю, что школа – это не всегда элементарные знания и база. Тем более в сельских условиях. Школа очень нужна сегодня, потому что она обладает огромным интеллектуальным запасом. И, что самое важное, школа как институт умеет структурировать знание. Это то, чего не может интернет. Вторая важнейшая функция школы – социализация.

В школе ребенок встречает не какой-то специально подобранный по интересам круг общения, а некий срез общества, где есть и ботаники, и хулиганы, и двоечники, и красивые девчонки. Умение жить в социуме отрабатывается молодым человеком в школе. Школа должна суметь сориентировать молодого человека, чтобы он знал свои возможности, умел найти нужную информацию, понимал, куда с ней идти, и мог использовать свои знания в бытовых целях.

– Еще одна сложная тема: дети и гаджеты. Нужно ли как-то детей ограничивать, и если да, то как?
– Нужно управлять. Для этого в первую очередь важно понимать, что именно дети делают с этими самыми гаджетами. И тогда никакой проблемы здесь не будет.

Зная разные возможности, зная, что бывает в жизни, мы можем управлять интересом ребенка, направляя его в нужное русло. Но если родители не хотят вникать и просто боятся, выход только один – простой запрет. А это не всегда есть хорошо.

– Жалуются, что сейчас молодые люди не хотят идти работать в сельские школы. Согласны ли вы с этим утверждением?
– Нет, я наоборот наблюдаю преемственность. Выпускники стремятся к работе в нашей гимназии, интересуются, спрашивают про свободные вакансии, но у нас их пока нет. Думаю, причиной тому дети, которые действительно тянутся к знаниям и люди это знают.

– В школах поступлению в центровуз радуются больше, чем когда выпускники остаются на родине. Какие позиции у вас?
– Мы стараемся, чтобы выпускники оставались в Якутске. У нашего университета высокие рейтинги, качественное обучение, хорошая стипендия и отличные условия в общежитиях. Специально для этого мы проводим дни профориентации, знакомимся с вузом. У многих ребят после этого меняются взгляды.

На самом деле знание зависит, в основном, не от места, где человек получает его, а от желания и стремления.

– Вы проработали в гимназии 12 лет. Есть мнение, что нынешние дети сильно изменились: мало читают, замкнуты, не общительны. Дети, которые родились в 90-е годы в свое время не получили должного внимания от родителей и сейчас у них есть чувство обиды.
– Да, действительно, дети, которые родились в разные годы, отличаются. Большую роль играет воспитание. Среди выпускников 97-го года рождения есть и яркие, и неуверенные дети. Нынешние выпускники 98-го года рождения, по моему мнению, более открытые, живые, конкурентоспособные, без комплексов. Умеют выражать свое мнение. Если младших сравнить со старшими, то старшеклассники больше зависят от нас. Это конечно так же зависит от ФГОС. Новое время – новые требования. Отрадно, что в анкете на вопрос «почему ты выбрал нашу гимназию?», ребята отвечают, что из-за хорошего отношения учителей к ученикам. Учителя относятся к детям по-взрослому, как к личностям, и это правильно.

Ведь к нам приезжают ребята из города, севера, маленьких деревень, у всех разные менталитеты и взгляды. К этому надо относиться уважительно. У нас очень хорошо развита индивидуальная работа с учениками. Нередко вместе с учениками придумываем проекты, всегда стараемся учитывать их мнение.

– Как вы относитесь к системе ЕГЭ? Есть мнение, что детей только натаскивают в ограниченном наборе вопросов, а не дают фундаментальные знания.
– Да, это сложно, но все равно в итоге получается так, что ребенок, который хорошо учился все годы сдает ЕГЭ без проблем. В этом и есть заслуга учителей, мы можем видеть наглядно. Требования ужесточаются с каждым разом, но ЕГЭ справедлив. У всех одинаковые шансы, поблажек нет. В день ЕГЭ учителям важно сохранить спокойствие ребенка, создать все условия, чтобы ученик был сыт, не волновался, был уверен. Не дай бог выпускник заболеет в такой важный день, поэтому мы очень оберегаем их в эти дни.

Автор фото: Светлана ПАВЛОВА, редакция новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Марина Петрова
директор Саха-Бельгийской многопрофильной гимназии Усть-Алданского района