/ Туяра Павлова

«Великодушие, милосердие, порядочность можно воспитать только в рамках литературных курсов»

На филологическом факультете Северо-Восточного федерального университета недавно состоялись целых три крупные конференции по русскому языку. Об их значении для русистов СВФУ и республики в целом, новых вызовах и планах на будущее рассказывает декан филологического факультета Галина Жондорова.

Галина Егоровна, каковы итоги прошедших конференций? Что мы узнали нового?

Современное состояние языковой политики говорит о том, что поступили новые вызовы в области языковой ситуации, русистики, функционирования русского языка и литературы. Вы знаете, что с русским языком проходят процессы, которые мы, филологи, квалифицируем как угрожающие. Не буду углубляться, но отмечу, что прошедшие конференции были очень актуальны, необходимы и своевременны.

В них приняли участие русисты Якутии, вузовские сотрудники, учителя, директора школ, работники Министерства образования, приглашенные гости, которых на этих трех конференциях было немало. Ставились вопросы, актуальность которых не вызывает сомнений: это современное состояние русского языка, отношение молодого поколения к чтению, совершенствование школьной и вузовской методики преподавания русского языка.

Все три конференции заложили научно-практические основы деятельности филологического факультета на ближайшие годы. Довольно много было инициировано проектов и совместных программ с другими вузами, научно-исследовательскими институтами и школами.

Чем сейчас живет филологический факультет?

Филологический факультет – это большое объединение единомышленников. Все мы болеем за судьбу русского языка, литературы. Мы любим язык Пушкина, останавливаем время с помощью литературных произведений, читаем, чтобы понять себя и мотивы поступков других людей. Сейчас на филологическом факультете существует множество масштабных проектов.

Во-первых, это обучение русскому языку как иностранному. Мы вышли за пределы нашего университета: успешно действует новая кафедра «Русский язык как иностранный», которой всего пять лет. За это время она заключила 40 договоров с иностранными вузами о сотрудничестве. Два преподавателя уже работают на постоянной основе в китайских вузах, и мы готовимся увеличить их число. Поэтому мы открыли специальное направление подготовки «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма». В рамках этого направления сейчас прорабатывается вопрос о создании совместной образовательной программы с Хэйлунцзянским Восточным университетом в формате «2+2»: два года русистике будут обучать китайские специалисты, а последние два года студенты будут обучаться в Северо-Восточном федеральном университете.

У нас очень много просветительских проектов: например, «Литературный Якутск», где рассказывается о связях писателей и поэтов с Якутией – кстати, они довольно обширны. Нобелевский лауреат Бродский, к примеру, задумался о творчестве в нашем книжном магазине. Все это очень помогает продвижению русского языка. Мы также помогаем социализировать трудовых мигрантов, принимаем экзамены по русскому языку и проводим для них просветительские проекты.

С одной стороны, это делается для того, чтобы мигранты и члены их семей свободно себя чувствовали на территории Якутии. С другой – чтобы у них не было коммуникативных неудач. У нас также есть много программ для школьников. Например, проводим пробное сочинение. Мы помогаем выпускникам перед итоговым сочинением попробовать себя, написав пробное, и получить рецензию вузовского преподавателя: что требуется расширить, где и как стилистически поправить свое сочинение, и это очень полезно.

Большим достижением явилось включение Северо-Восточной олимпиады школьников по литературе в перечень всероссийских олимпиад. И это еще далеко не все – у нас большой проект «100 книг», для продвижения которого мы делаем достаточно много брендовых мероприятий, которые продвигают чтение в СВФУ. И, прежде всего, вводим дисциплину «Русская литература и художественная культура» на нефилологических специальностях. Трудно, но такие забытые качества, как великодушие, милосердие, порядочность, можно воспитать только в рамках литературных курсов. А без этого даже высокой степени профессионал будет напоминать робота.

В конце года принято подводить итоги. Каким был для филфака этот год? 2017 год был для нас хорошим.

Нам есть чем гордиться, есть над чем работать. Залог наших успехов — наше единство, наше неравнодушие, наше внимание к проблемам русистики и готовность работать. Кому как не нам отстаивать русский язык и русскую культуру? Мы провели много научных мероприятий как в научном плане, так и в просветительском. Я думаю, что предстоящий 2018 год тоже принесет нашему факультету дальнейшее развитие в деле сохранения и развития русского языка и литературы, опираясь на традиции, накопленные филологическим факультетом.

Будут и новые проекты: например, масштабное празднование фестиваля русского языка 6 июня в день рождения Пушкина пройдет по-новому. По инициативе студентов РСО, в этот день мы будем не только читать стихи, но и снимать видеоролики, читать былины и рэп.

На будущее у нас очень большие планы. Вы знаете, что акция «Тотальный диктант» расширяется, и для этого мы делаем «подакции» – например, проведем конкурс «Самое грамотное СМИ». Мы получили поддержку Министерства связи и информационных технологий, вместе мы почитаем газеты с красной пастой в руках – посмотрим, какое СМИ окажется самым грамотным. Мы собираем сказки Русского Устья – вы знаете, что у нас в Заполярье есть островок русской культуры, поселок Русское Устье, где сохранились говор и диалект? И наши студенты будут художественно, красиво читать эти сказки в интернете.

Чрезвычайно важными продолжают оставаться актуальные вопросы школьного, предвузовского, вузовского и курсового обучения русскому языку и литературе, в том числе и в билингвальном образовании, а также вопросы повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Актуализируются новые направления методики преподавания русского языка, требующие серьезных исследований.

Система образования трансформируется – а касаются ли перемены классического филологического образования, на ваш взгляд?

Таковые изменения есть, конечно. И причем коснулись они не лучшим образом: с переходом на бакалавриат для студентов по направлению подготовки «Филология» несколько сузилась подготовка по психолого-педагогическому циклу. А у студентов, которые получают образование в рамках педагогических направлений, снизилась подготовка по фундаментальным лингвистическим и литературоведческим курсам. Для качественной подготовки учителей русского языка и литературы на ФЛФ открыли многообразные магистерские программы. У нас их 12. Студенты, которые чувствуют, что им чего-то не хватает, могут воспользоваться ими.

Какие они, современные студенты филологического факультета?

Хорошие. Они очень коммуникабельные, очень хорошо откликаются на акции – мы и книжки дарим, и в Дом престарелых ходим. Если сравнивать со студентами десятилетней давности, современные более открытые. У нас много мобильных студентов, мы не замыкаемся в рамках нашего факультета и университета. У нас есть «Послы русского языка» в мире, очень хорошая такая программа. У нас много активистов, я гляжу и радуюсь.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Галина Жондорова
кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета СВФУ