/ Ксения Коршун

«Математика воспитывает гуманистов»

Со школьных лет мы знаем, что математика – это царица наук. Многие студенты, поступив в университет, не понимают: зачем ее опять изучать, что им даст знание радикалов и интегралов? О математике, ее значимости в жизни каждого человека рассказала директор Института математики и информатики Вера Афанасьева.

В России есть всего два математика, которые считают, что математика – это гуманитарная наука: это Владимир Успенский и Михаил Гельфанд. Согласны ли вы?
Не могу ничего сказать о Михаиле Гельфанде. А Владимир Андреевич Успенский ‒ известный российский математик, доктор физико-математических наук, профессор, известный также тем, что является основателем прикладной лингвистики, хотя занимается математической логикой, теорией алгоритмов. Пишет прозу, стихи, известны его труды по нематематике. Я думаю, что как раз математика помогла ему найти себя и в гуманитарном образовании. Как говорил Карл Вейерштрасс, «нельзя быть хорошим математиком, не будучи хоть немножко поэтом». Поэтому, на мой взгляд, естественное, математическое образование должно быть связано и с гуманитарным. Перефразируя Вейерштрасса, хороший математик должен быть хорошим гуманитарием, а обратное можно и не требовать, так как хороший гуманитарий может и не быть математиком.

Говорят, что все правила и теоремы, которые мы изучаем в школе, университете, не пригодятся в дальнейшей жизни. Но ведь человек обучается не только считать, но и развивает аналитический склад ума.
Вы правы, доказывая ту или иную теорему, мы смотрим на нее как на задачу. И доказывая ее, думая над ней, мы развиваем аналитику, логику в мышлении. Безусловно, в бытовой жизни математика всегда с нами. Ведь даже на подсознательном уровне мы ее используем, например, ищем кратчайший путь домой. А, говоря на языке математики, мы идем по гипотенузе. Конечно, и при ремонте надо знать такие простые вещи, как, например, подсчитать площадь стен, объем стройматериалов и так далее.

Для чего нематематику: переводчику, журналисту, психологу ‒ учить математику в вузе? Ведь человек уже получил основные навыки в школе.
Современное университетское образование действительно требует изучения математики, есть даже специальные учебники, как математика для гуманитариев, математика для юристов и т.п. Безусловно, мы должны воспитать специалиста с умением логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать свою аргументацию, выражать свои мысли, способного анализировать, оценивать ситуацию. А это все прививается прежде всего при изучении математики. В этом случае математика, конечно же, должна быть приближена к его будущей профессии так, чтобы был создан необходимый базис знаний, изложены математические методы, используемые в нематематических областях, методы математического моделирования и т.д. А если совсем уж упростить, то хотелось бы, чтобы каждый родитель, независимо от образования и профессии, мог помочь своему ребенку в освоении математики и объяснить ему то, что он не может понять.

Представляете, как гордился бы ваш ребенок, если его мама-журналист очень доходчиво объяснила ему, как решить такое сложное,непонятное логарифмическое уравнение. И тогда он вырос бы с мыслью, что все должны учить и хорошо знать математику, кем бы они ни были.

В России имеются проблемы в экономической сфере, производственной, научной – редко происходят какие-то открытия. Существует мнение, что все это происходит, потому что пару лет назад Россия потеряла интеллектуальный потенциал: из страны уехало около 80% математиков и физиков, 30% биологов.
Такое мнение действительно существует, хотя отток кадров ученых, на мой взгляд, был не пару лет назад, а наблюдался в 90-е годы, и я думаю, что не 80 процентов, а меньше. И в принятой Концепции развития математического образования в России одной из проблем развития математического образования как раз указана кадровая проблема. Вообще, математика должна стать частью мировой культуры, мы должны уметь интегрироваться в мировую математическую культуру.

Параллельно с нехваткой профессиональных кадров, существует проблема трудоустройства. Вузы выпускают большое количество экономистов, программистов, и для них не находится вакансий. Может, надо сокращать места для поступающих? Или идет подготовка непрофессионалов?
Мы не можем готовить непрофессионалов. Мы должны готовить наших выпускников таким образом, чтобы на своем рабочем месте он стал профессионалом, а профессионализм зависит прежде всего от самого человека, от его способности работать, обучаться, от его отношения к работе, к коллективу. Проблема трудоустройства надумана, так как сейчас выпускники хотят сразу найти высокооплачиваемую работу. Количество бюджетных контрольных цифр приема зависит от потребностей региона, поэтому «перевыполнения» по бюджету не может быть. Переизбыток кадров наблюдается там, где большое количество студентов коммерческого набора, которых мы тоже должны трудоустраивать.

Чем отличается хороший математик от плохого? В чем разница во внутренних ощущениях и в способах обращения с материалом?
Если речь идет об ученых математиках, то не говорят, хороший он или плохой. Говорят, сильный математик. Понятно, что в данном случае говорится не о физической его силе. Математика разная. Разные и математики: есть специалисты по дискретной математике, другие интересуются проективной геометрией, третьи предпочитают математическое моделирование и т.п. Поэтому математиков нельзя сравнивать.

Если взять учителей математики, то да, школьники, наверное, скажут, кто хороший учитель, а кто плохой. Но это их субъективное мнение, зависящее от многих факторов: кто-то хорошо решает сложные задачи, но не может объяснить, а другой очень хорошо может объяснить, а задачка не получается… Внутреннее ощущение для математика – это азарт в процессе мышления, поиске решения. Но тут у каждого свой подход.

Что выделяет мышление математиков? Критичность суждений?
Не думаю, что критичность суждений. Скорее, умение анализировать, логически мыслить, думать, оценивать.

Говорят, когда математик пишет статью, он ее в голове уже всю составил, и осталось лишь доработать некоторые технические детали. Тогда откуда берутся ошибки в математике? Ошибочные гипотезы ‒ сбой этого механизма?
Математик, прежде чем писать научную статью, получает результат, доказывает теоремы, работая над какой-либо поставленной задачей. А получив результат, он уже оформляет ее в виде научной статьи. Результат иногда может быть и ошибочным. Но надо доказать, что результат ошибочный, а это уже другая задача. Построение контрпримеров – это тоже математика.

Вообще, как сказал известный французский математик, механик и физик Симеон Дени Пуассон: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Поэтому давайте украшать нашу жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вера Афанасьева

директор Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета