/ svfu

Взрослые тоже ошибаются…

Общеуниверситетский диктант показал и хорошие, и плохие результаты. Некоторые факультеты были довольны своей грамотностью, другие не очень. «Наш университет» решил поговорить с одним из организаторов проверочной работы – Галиной Жондоровой, кандидатом филологических наук, деканом филологического факультета СВФУ.

Руководство университета решило проверить грамотность сотрудников старым добрым методом – диктантом. Как вы думаете, почему?

Ректор университета Евгения Михайлова неоднократно отмечала наличие проблем в сфере функционирования русского языка — особенно в его письменной форме. Сам факт проведения тотального диктанта исходил из глубокого понимания роли русского языка в жизни университета и объяснялся необходимостью дать объективную, сопоставимую, качественную и количественную оценку уровня коммуникативной компетенции преподавателей.

В свою очередь объективность и измеримость качества подготовки преподавателей по русскому языку открывает широчайшие возможности для формирования единого орфографического режима в университете — от корректировки орфографической грамотности образовательных программ и документооборота до совершенствования методов преподавания и системы стимулирования труда. Нельзя не упомянуть и о большом общественном значении единого диктанта как инструмента, стимулирующего повышение интереса к культуре русской речи, грамотному письму как профессиональной компетенции преподавателя.

Диктант проверялся по критериям, предъявляемым к письменным работам по русскому языку для выпускников средней школы. Не мягко ли?

Для этого был утвержден состав комиссии по проведению диктанта по русскому языку, подобран текст, определена система оценок. Методика проведения диктанта — условия анонимности и оценка работы по принципу «зачет-незачет». Была сформирована экспертная комиссия в составе 27 ведущих преподавателей филфака, проведены пропедевтические консультации, а также на сайте ФЛФ были выставлены консультационные материалы и ссылки на электронные образовательные ресурсы интернета.

Текст диктанта был взят из открытых источников, рекомендованных Министерством образования РФ. Объем диктанта составил 200 слов. Была разработана подробная инструкция по единой оценке выполненной работы, проанализированы возможные варианты расстановки знаков препинания, выработан единый подход.

Какие результаты показал тотальный диктант?

В день единого диктанта из 1 243 штатных сотрудников профессорско-преподавательского состава написали диктант 940 человек, или 75,6%. Отсутствие некоторых (303 человека) объясняется временной нетрудоспособностью, нахождением за пределами СВФУ.

Практически в полном составе в проведении диктанта участвовали следующие структурные подразделения: Педагогический институт — 92%, горный факультет — 90%, хорошие показатели у ФТИ — 79%, МИ — 77%, ИП — 75%, ИФКиС — 75%, АДФ — 70%. Самое низкое участие у исторического факультета — 58%.

72 преподавателя СВФУ продемонстрировали абсолютную грамотность, написали диктант без единой ошибки. Наибольшее количество таких преподавателей работают на БГФ и в Медицинском институте — 20, в Институте математики и информатики — 13. Ни одной абсолютно грамотной работы не зафиксировано в ИП, ИФ, ИФКиС, ФТИ, ИЯиКН, АДФ. 778 преподавателей успешно справились с заданием, количество ошибок не превышает норму, общий процент работ, выдержавших базовый уровень, составляет 83%.

К сожалению, неудовлетворительные результаты были отмечены в 162 работах преподавателей университета, то есть количество работ, не выдержавших базовый уровень, составляет 17%.

Все-таки 17% от общего числа сотрудников — немалое количество? Как Вы думаете, в чем причина неудовлетворенных результатов?

Анализируя уровень выполнения диктанта как объекта измерения грамотности, можно выделить три группы факторов, влияющих на появление орфографических и пунктуационных ошибок.

Первая группа носит ярко выраженный случайный характер (в основном, описки), и в нее попадают психологические и физиологические факторы. Ко второй группе — самой многочисленной — относятся неслучайные факторы: пробелы в знаниях, отсутствие практики письма на русском языке, широкое применение компьютерных редакторских программ, нетвердые, неустойчивые знания русского языка. К третьей группе факторов относится интерферентное влияние родного языка.

Можете ли вы указать, какие есть самые распространенные ошибки?

Основные выявленные ошибки допущены в правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова, наречий, правописания частицы «не» с глаголами. А также в правописании пунктограмм — знаки препинания при прямой и косвенной речи, обособление вводных слов и конструкций, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, в предложениях с однородными членами.

Какие будут предприняты меры по улучшению качества грамотности сотрудников?

Филологический факультет готов организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации по культуре русской речи для преподавателей вуза, а также подготовить к печати и издать методические пособия с эталонными образцами по языку деловой документации.

К основным задачам проведения единого диктанта были отнесены:
— Диагностические. Выявление общего уровня орфографической и пунктуационной компетенции, определение типичных пробелов, установление их причин (по возможности);
— Мотивирующие. Формирование мотивации повышения уровня грамотности.
— Обучающие. На основе выявленных типичных недочетов создать комплекс учебно-методических пособий, корректирующих уровень владения нормированным русским языком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Галина Жондорова
Кандидат филологических наук, декан филологического факультета СВФУ