/ Иван Евсеев

«Я воспитывалась в свободной атмосфере»

Существуют множество образовательных программ и грантов, которые дают толчок для осуществления своих планов и желаний. Одной из таких программ является стипендиальная программа имени Владимира Потанина, существующая с 2000 года. Тысячи студентов и преподавателей смогли стать ее обладателями. Одной из таких счастливчиков является магистрантка 2 года обучения ИЗФиР СВФУ Айталина Петрова, которая второй раз стала стипендиатом Потанинского фонда. «НУ_онлайн» поговорил с ней о программе, учебе в Нидерландах, студенческой жизни и науке.

Расскажи о своих чувствах, когда ты получила стипендию Потанина?

Я была очень рада, но эмоции успели немножко остыть. Ведь срок оглашения результатов был долгий: сам отбор прошел в конце января, а результат нам объявили только в середине марта. И я стала стипендиатом уже во второй раз.

Второй раз? Ты до этого уже получала эту стипендию?

Да, я уже второй раз получаю стипендию Потанина. В первый раз я стала обладателем стипендии на 1 курсе магистратуры, в 2016 году. По условиям конкурса, стипендия должна выплачиваться до конца обучения магистратуры, но если человек берет академический отпуск, то выплата стипендии приостанавливается. Во второй раз я боялась больше, чем в первый. А когда я узнала, что была единственным стипендиатом из нашего университета – удивилась. Просто в прошлый раз нас было четверо.

На что ты потратишь стипендию?

Скорее всего, я буду ее копить. Хотелось бы написать очень хорошую статью и опубликовать ее в Scopus. Это дико дорого.

Я знаю о том, что конкурс делится на два этапа: заочный и очный. Что от вас требовали во время заочного этапа конкурса?

Мы отправляли отсканированные копии зачетной книжки, диплома о предыдущем образовании и нужно было написать эссе. По сравнению с прошлым годом, количество эссе увеличилось: 5 вместо 1. Еще требовали справку от научного руководителя и вводную часть своей научной работы: актуальность, цель и задачи.

А что вы делали во время очного этапа?

Очный этап конкурса проходил в Москве, в здании концертного зала МГИМО. По всему залу были раскиданы станции и нам приходилось бегать к каждой из них, выполнять задания. Общая тема мероприятия была связана с 2050 годом. Каждая станция представляла из себя какой-то город. На одной из них мы должны были организовать мероприятие ко Дню города, а в другой предоставить план музея будущего, пользуясь ватманом и цветными карандашами.

Расскажи о себе. Кем ты хотела стать в детстве?

Я родилась в Якутске, в ноябре. Было холодно. Мой папа – юрист, а мама – бухгалтер. Закончила 26 школу. Был пес. И поэтому, в самом раннем детстве, я мечтала стать кинологом. Не ветеринаром, а именно кинологом, чтобы заниматься с собаками. Эта мечта продержалась до средней школы, когда я захотела связать свою жизнь с профессией психолога. Но я поняла, что копаться в чужих проблемах – это не так весело. И уже к старшим классам я осознала, что должна стать юристом. Начала целенаправленно готовиться к поступлению в юридический факультет, что в итоге и случилось: поступила и окончила его с красным дипломом в 2015 году.

А почему ты решила в то время поступить именно на юридический, а не в другое подразделение? Может твои родители настояли на этом?

Нет, у моих родителей была совсем другая тактика в плане воспитания. Они никогда не спрашивали меня об оценках и даже не знали отличница я или хорошистка. Мы воспитывались в свободной атмосфере.

Могу сказать, что меня вдохновил мой отец. Он – юрист. Я видела, как он работает и мне показалось интересным представлять чьи-то интересы в суде, продумывать аргументы, защищать. Работа юриста сложна тем, что включает в себя много аналитики и длительного процесса подготовки. Это не «Федеральный судья» по Первому каналу, который длится всего час. Нет, за каждым судебным процессом скрывается кропотливая работа, большое количество чтений. Но профессия интересная.

После юридического ты решила поступить в ИЗФиР?

Да, я поступила в ИЗФиР, так как моя научно-исследовательская работа была связана с правами коренных малочисленных народов Севера. Там была специальность «Арктическое регионоведение». Но мне пришлось взять академический отпуск, так как во время обучения я поступила в Университет Гронингена, Нидерланды. Они предоставили мне стипендию и я проучилась там год, так как магистратура по гуманитарному направлению в Нидерландах длится этот промежуток времени. Это мой первый диплом магистра. Я являюсь магистром по международному праву, по правам человека.

Расскажи про учебу в Нидерландах.

В Нидерландах очень здорово. Эта страна мне подходит, так как я люблю кататься на велосипеде, а там очень много велосипедов. По приезду, я сразу взяла велосипед напрокат, на год. И скажу вам, что это было дорого: я потом пожалела. Прокат обошелся мне в 200 евро. В секонд-хенде, об этом я узнала позже, можно было купить за 80 евро. Но плюс проката был в том, что велосипед мне ремонтировали бесплатно в сервисном центре. Он ломался у меня 2 раза.

Еще один из плюсов – оранжевый. Это их национальный цвет и он мой любимый. И… сыр. Я обожаю сыр, а там очень много сырных лавок и каждый вторник, пятницу и субботу проходят ярмарки. На них можно найти разные сыры: с травами, с песто и так далее.

В плане обучения, мы учились по блокам и в конце каждого из них мы сдавали экзамены. За время моего обучения в этой стране, я поняла существенное отличие нашей системы от европейской: у нас требуют того, чтобы мы все заучивали. Мы вытягиваем билет и рассказываем все то, что выучили по учебнику. Из-за такого метода сдачи экзамена я завалила один предмет. Почему? Потому что надо было написать свое обоснованное мнение, а не чужое, заученное. И система обучения построена таким образом, что ты самостоятельный студент и коллега своего преподавателя и одногруппников. Нет патриархальной системы. У нас был один преподаватель, который играл в рок-группе. За два дня до экзамена по его предмету он пишет нам, что где-то будет выступать и приглашает нас туда. Это я говорю к тому, что общение простое, неформальное, равное.

Получается, что ты владеешь английским в совершенстве?

Можно сказать и так. У меня есть сертификат IELTS, подтверждающий знание языка на уровне С1.

Помимо английского языка владеешь другими языками?

Я учила французский в школе. Это были восемь мучительных лет. Но я на нем говорю не очень хорошо. Могу спросить где что-либо находится, сказать кто я, сколько мне лет, откуда я и это… максимум.

А научная деятельность приносит тебе наслаждение?

Да, мне это интересно. Когда ты чего-то не знаешь и начинаешь искать ответ, а затем находишь его, говоришь себе: «Ага, вот оно что!». Чаще всего ответ является довольно простым. Участвую в конференциях и пишу научные статьи. Первая конференция прошла на первом курсе бакалавриата. Я тогда заняла первое место и мне подарили статуэтку, которая до сих пор стоит в комнате. Это, кстати, единственная статуэтка – на всех других конференциях выдавали только дипломы.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

У меня сейчас мало свободного времени, так как тружусь на двух работах. Но, в целом, люблю читать. Например, сейчас я читаю «Воскресение» Льва Толстого и оно произвело на меня очень большое впечатление. Советую вам прочитать, так как я нашла в строках этого произведения ответы на те вопросы, которые мучали меня в последнее время. Любовь с этим писателем началась с «Анны Каренины». Моя цель – прочитать все его произведения.

А на языке оригинала ты читаешь?

Да, могу читать. В основном, популярную литературу в жанре «Young adult». Последняя прочитанная книга на языке оригинала – «Дом странных детей мисс Перегрин». Читала всю трилогию «Голодных игр» и из зарубежного я начала читать произведение одной из сестер Бронте. Было тяжело, так как было много незнакомых для меня слов и приходилось заглядывать в словарь.

А ты пользуешься техниками по тайм-менеджменту?

Когда я училась в бакалавриате, да, пользовалась. В те времена я как раз создала студенческое экологическое общество «Клевер» после приезда из Финляндии в 2013 году.

Ну-ка, с этого места поподробнее.

«Клевер» – это мой ребенок. Это было сборище единомышленников, мечтателей, которые хотели сделать мир лучше. Сейчас они стали намного организованнее.

Нам никто не помогал. Нас было мало: в основном, членами общества были мои друзья и знакомые. Мы пошли на кафедру экологии с идеей и нас поддержал заведующий. Мы попросили время для общения с первокурсниками. Многие ребята загорелись этой идеей, как всегда бывает в начале. Под конец многие отсеялись.

Самое главное, чем я горжусь – это проведением 2 эко-квестов в парке. Мы бегали по парку и выполняли задания, связанные с экологией. Параллельно ко всему, мы давали дополнительные баллы участникам за собранный мусор на территории парка. Именно поэтому руководство парка и дало свое добро. А основной посыл нашей организации состоял в том, чтобы начать менять сознание людей. Вбить им в голову то, что выброшенный мусор останется там же, где вы его выкинули и он не исчезнет где-то во Вселенной.

А какие у тебя планы после окончания учебы?

Сейчас работаю юристом и, вдобавок, преподаю в университете на юридическом факультете. Планы? Я немножко в замешательстве, так как устроилась юристом для того, чтобы узнать каково это на практике и сейчас поняла, что это не совсем то, чем я хочу заниматься в жизни. Я пока еще не решила окончательно, но в планах поступить на аспирантуру и работать в университете.

Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Айталина Петрова
магистрантка 2 года обучения ИЗФиР СВФУ