/ Кристина Степанова

«Журналист выполняет просветительскую миссию»

Многие ошибочно считают профессию журналиста лишь занимательным увлечением и не задумываются, сколько труда стоит за опубликованным материалом. Доцент кафедры журналистики филологического факультета СВФУ Лена Павлова вот уже четверть века учит и направляет будущих специалистов в этом нелегком деле. Об отношении к своей профессии, ее безграничности и о том, как будет меняться журналистика, она рассказала сайту «Наш университет_онлайн».


Лена Николаевна, скажите, «журналист» – это призвание или профессия?

Это профессия. Если проводить границы между понятиями «ремесло» и «творчество», то мы учим тому, что журналистика – это ремесло, даем навыки, знания в конкретной сфере. Профессионализм – это умение в любых условиях качественно выполнять свою работу. Этому мы учим наших студентов.

На какие профессии похожа журналистика и что в них общего?

На первом курсе у нас есть дисциплина «Введение в профессию», в которой есть раздел о связи журналистики с другими профессиями: журналист и писатель, журналист и священник, журналист и историк, журналист и ученый и так далее. Со всеми этими профессиями есть определенная связь, потому что журналист выполняет сразу несколько функций. Его задача заключается в том, чтобы не только информировать, но и найти информацию. Очень часто дойти до истины возможно, используя методы исследования, это ближе к науке, деятельности ученого-исследователя. Когда речь идет о составлении текста, то это творчество – писательство. Журналист также выполняет просветительскую миссию, а это сближает его с педагогикой.

Сейчас особенно важным стало то, что журналист все чаще выполняет работу, если не священника, то психолога точно. Вся журналистская братия берет на себя ответственность за то, каков эмоциональный фон в обществе.

Что самое привлекательное в профессии журналиста?

Этот вопрос заставляет задуматься. Я несколько раз пыталась на него себе ответить, поскольку я не работаю в самой профессии, а преподаю ее. Меня привлекает конкретно то, что ежедневно журналист находится в потоке информации, он в курсе всех основных событий, участвует в формировании информационного потока.

Нравится то, что каждый день узнаешь что-то новое, а это действительно очень полезно. Полезно даже с точки зрения долголетия. Я убеждена, что человек сохраняет здоровье, физическую активность, когда он постоянно напрягает свои умственные способности.

Физически и эмоционально сложно: журналист часто сталкивается с несправедливостью, человеческими пороками, бедами. Возможно профессиональное «выгорание», но это случается крайне редко, не как у педагогов, например. Журналист результат своей работы видит ежедневно. В этом отношении «журналистика» замечательна.

Как СВФУ готовит будущих специалистов в сфере масс-медиа? На чем делаете акценты в обучении?

Подготовку кадров ведем по двум направлениям: бакалавриат и магистратура. Чем хорош новый образовательный стандарт, так это тем, что в нем больше внимания уделяется самостоятельной работе студента и практике. Поэтому все поставленные цели мы достигаем путем активной ориентации и мотивации студентов к профессии. Наши студенты ежегодно проходят практики. Сейчас еще они параллельно учатся и работают в редакциях: штатно или внештатно не играет роли. Мы поощряем это.

Кроме того, на нашем отделении есть еженедельная студенческая онлайн-газета. Например, весь третий курс является редакционной коллегией. В выпуске газеты участвуют студенты второго и третьего курсов. Также особое внимание уделяем профессионально ориентированным дисциплинам.

Каждый журналист немного следователь: как вам удается воспитать в студентах понятие «найти истину»?

Мы на протяжении многих лет проводим деловые игры. Например, моделируем ситуацию, которая имеет место быть, но все детали выдуманы. Студенты, играющие роль журналистов, должны дойти до истины и «вывести на чистую воду» тех студентов, которые играют роль PR-менеджеров, если они пытаются вуалировать проблему и уйти от ответственности. Таким образом, мы со студенческой скамьи учим студентов искать корни проблемы, доходить до истины.

Какими качествами должен обладать современный журналист и к чему должен быть готов?

Профессия меняется с точки зрения возможностей в процессе поиска и верификации информации. Технологии развиваются, и самое главное для специалистов – понимать, что нет никаких барьеров: ни физических (пространство и время не проблема, аудитория получает информацию немедленно в любой точке мира), ни гносеологических (большая часть аудитории обладает достаточно высоким интеллектуальным профилем, чтобы осознать информацию любой степени сложности). Самое сложное для журналиста сейчас – успевать за новыми технологиями, он должен быть готов к изменениям, приспосабливаться к любым условиям. Быть мобильным – одна из серьезных характеристик человека, который хочет стать журналистом. Разумеется, важно обладать высокой степенью ответственности, поскольку от действий журналиста часто зависит настроение социума. В погоне за высокими рейтингами легко вызвать негативную реакцию общества. Журналист должен помнить о социальной ответственности.

На Ваш взгляд, как изменится якутская журналистика в будущем?

Якутская журналистика уже меняется и, я надеюсь, что в будущем не будет таких территориальных привязок, как «якутская», «вятская», «пермская» и так далее. Ведь журналист в эпоху новых технологий может работать на любую редакцию из любой точки мира. У нас в республике есть такие специалисты, которые работают на федеральные издания.

Единственным препятствием может стать отсутствие знаний и навыков. Однако, если вы хорошо подготовлены, отлично владеете профессией, то для вас не существует преград. Наши выпускники живут и работают не только в республике, но и в других регионах страны, за границей. Не все остались в профессии, но в любом случае имеют отношение к массмедиа.

Мы всегда проверяем студентов на широту мысли, взглядов. Даже вопрос: «О чем вы сейчас мечтаете с точки зрения новых технологий?» заставляет их задуматься. Единственное, что они могут сказать, это «телепортация». Но дело в том, что она уже реализована: иммерсивная журналистика позволяет аудитории испытывать эффект присутствия. Если ваше сознание замкнуто в рамках обыденного – журналистика не для вас.

И в заключении, какие советы Вы бы дали будущим студентам-журналистам?

Для тех, кто хочет поступить на отделение журналистики в СВФУ, главное – иметь минимум пять публикаций. Надо понимать, что это не литературный институт. Когда абитуриент приносит свои поэтические или прозаические произведения, мы можем посмотреть их с точки зрения стилистики, но для будущего журналиста важнее умение работать с информацией.

Необходимо сотрудничать с редакциями. В этом плане нынешнему поколению журналистов повезло: многие редакции активно сотрудничают с юными журналистами, объявляют ежегодные конкурсы, что очень интересно. Обязательно надо принимать участие в работе редакции: пусть это будет редакция вашего района, интернет-издания или других медиа. Всем нашим абитуриентам желаю успехов!

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Лена Павлова
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета СВФУ