/ Дария Ефимова

Айтишник в Якутске

Престиж, востребованность, высокая заработная плата… айтишникам и программистам хлеб с маслом, а кому и с икрой, обеспечен. Что представляют собой профессии будущего? Как герои этого материала – молодые программисты и разработчики пришли на путь IT-решений?

Недавно получил гонорар от Apple

Возраст: 23 года
Образование: специальность «Информационные технологии», Институт математики и информатики СВФУ, 2012 год
Место работы: программист стартап-лаборатории SinetX
География проектов: Россия

Мичил Андросов: Меня с детства тянуло к компьютерам. В школе заинтересовался программированием, поначалу после уроков ходил на примитивные компьютерные курсы, изучали простые программы, такие как, например, Word. Больше всего запомнилось участие нашей школьной команды на республиканской олимпиаде Физико-математического форума «Ленский край». Правда, мы ничего не выиграли, но было очень интересно. Потом поступил куда хотел и никогда не сомневался в своем выборе. Бывает, конечно, что-то очень трудно поддается или не получается. В такие моменты думаешь: может, надо было историком стать.

Год назад устроился в группу компаний «Синет», работаю над IOS версией Indriver. Недавно получил гонорар от Apple за создание приложения «Манок на утку», оно платное — стоит 99 рублей. Почти все приложения, помимо InDriver, это и «Басик», и «Саха клавиатура», мы делаем после работы с друзьями — собрали неформальную команду «FrozoLab». Эти приложения скачали более пяти тысяч пользователей. Идея создать «Манок на утку» возникла в беседе с коллегой: он, заядлый охотник, рассказал, что манки стоят от 20 до 100 тысяч рублей. Незаменимая вещь у современных охотников не всем по карману.

Мы нашли такой способ: включаем приложение, подключаем колонки, зазываем уток. «Басик» сделали за три-четыре дня, нарисовали дизайн. Идею подсказал тоже друг – что для Android есть «Умный транспорт», в ios – «ГдеБус», только он неудобный. Сейчас работаем над «Инфо.Якутск», где будут отображаться курсы валют в местных банках, и сколько стоит бензин.

При разработке набираешься опыта, знаний. Чем больше приложений, тем больше опыта. Основную информацию мы черпаем с сайтов, основная платформа для общения – это Stackoverflow.com. Главное в нашем деле – сесть, придумать и начать делать. Первые два месяца было страшно, это был для меня большой стресс, но в итоге все получилось. Если стараться, рано или поздно получится.

Все началось с группы ВКонтакте

Возраст: 27 лет
Образование: специальность «Информатика», Институт математики и информатики ЯГУ, 2009 год
Место работы: Руководитель стартап-лаборатории SinetX
География проектов: Россия

Александр Бурцев: Легкое программирование и менеджмент – вот что было мне интересно. Потому и выбрал специальность без хардкорного программирования. С третьего курса учусь и работаю. Как я попал в Якт.Ру? Знакомый сказал, что требуются программисты, я направил резюме, меня позвали на собеседование, куда подошел не с пустыми руками, а с профессиональными разработками. До обеда учился, после работал, иногда допоздна. Вначале занимался разработкой коммерческих сайтов на заказ, потом меня перевели в Центр разработки программного обеспечения. Разработки «Афиши.Якт», «Каталог.Якт.ру», региональных сайтов, порталов Хабаровска, Благовещенска, Улан-Удэ, Иркутска – мои твердые шаги в профессии. Разработал более двадцати сайтов, наверное. Из-за нехватки специалистов открыли наш филиал в Минске, меня перевели руководителем в Белоруссию в 2011 году, через два года вернулся для работы над Indriver.

Все началось с группы «Сообщество независимых водителей» в сети «ВКонтакте» — было решено сделать для них приложение, потому что многим было неудобно работать через социальную сеть.

Прилетел 21 июня, в День Ысыаха, даже не выспался, вызвали на срочное совещание. В этот день никто не работает обычно, а мы вовсю начали обсуждение. Назавтра начал разрабатывать первую версию. Со временем все усложнялось, я один не успевал, мы наняли программистов. Сейчас в команде 11 человек: разработчики, менеджеры, маркетологи. В первые месяцы проект был убыточным: нужно было платить программистам, закупать оборудование. Но Арсен Томский видел в нем перспективу, и через полгода мы окупились и получили первую прибыль.

Особенность стартапов – определенная доля риска в каждом проекте, ты не знаешь, он выстрелит или нет. Indriver охватывает 11 городов, и у нас планы выйти на западную часть России: города Казань, Санкт-Петербург. До конца месяца мы должны выпустить версию под WindowsPhone. В будущем стартапы будут менять мир, и в них будут вкладываться. Студентам ИМИ нужно саморазвиваться, читать профессиональную литературу, искать в интернете информацию. Единицы выпускников в свободное время занимаются программированием, разработками. Что ты окончил – непринципиально, важно, что ты умеешь.

Процент успеха – в рекламе

Возраст: 27 лет
Образование: специальность «Прикладная математика и физика», Московский физико-технический институт, 2010 год
Место работы: программист стартап-лаборатории SinetX
География проектов: Россия, Германия, Украина, США.

Михаил Харбанов: По окончании Московского физико-технического института я, став специалистом по нефтяному инжинирингу, уехал в город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа компании. Два года проработал в «Саханефтегазе» и понял, что это не мое. В один момент осознал, что так продолжаться не может, и решил уйти. Параллельно учился в аспирантуре Физико-технического института ЯГУ и начал работать здесь.

Разработал несколько игр, они бесплатные. Onplon скачали 10 тысяч раз, игру-гадание Heart Divination 20 тысяч раз. Если игра бесплатная, то разработчик не получает оплаты за нее. Внутренняя реклама в приложении дает сущие копейки, в месяц один доллар, например. Вот эти игры получили распространение в основном в России, так как я выкладывал только на российских сайтах. Например, 62% скачиваний игры Onplon – из России, 13% – из Германии, 5% – из Украины и 3% из США. Реклама играет большую роль, и при ее удачном вложении определенный процент успеха гарантирован. Мне очень интересна робототехника, в будущем хотелось бы, может быть, приложить свои силы в этой сфере.

Не хотел быть чиновником и простым торговцем

Возраст: 30 лет
Образование: специальность «Прикладная информатика в экономике», Институт математики и информатики ЯГУ, 2008 год
Место работы: генеральный директор ООО «Файвтроникс»
География проектов: Россия (республика Саха (Якутия)

Сергей Христофоров: Всегда хотелось что-то создать свое и решать проблемы людей. Стараемся, что бы наш товар имел интеллектуальную ценность. Производить что-то в Якутии и экспортировать продукт почти нереально. IT-бизнес позволяет производить продукт, где бы ты ни находился, и продавать товар по всему миру посредством интернета. Не хотел быть чиновником и простым торговцем.

Бум создания мобильных приложений пришелся на 2008 год — с выходом iPhone и App Store. Это стало своеобразным Клондайком нового времени, многие команды программистов ринулись добывать «золото» с ноутбуком и идеями. С тех пор сфера IT-коммьюнити расширилась, и ожидается еще больший рост производства в ближайшие годы. Каждый день выходят тысячи приложений по всему миру. Новые виды дизайна, интерфейса и языков программирования появляются чуть ли не каждый день, все меняется стремительными темпами. Поэтому важно быть в курсе событий и быть на одной волне со всем миром.

И мы стараемся успевать за всем, трудно выделить что-то одно, при разработке продуктов мы руководствуемся одним принципом – производить то, чем бы мы пользовались сами.

В нашей копилке Gurustroy.ru – каталог строительных товаров города Якутска, Online Runner (в работе) – мобильное приложение для соревнования по бегу в режиме online, metatype.ru (в работе) – платформа для локальных изданий и СМИ (iTunes для газет и журналов), «Якутские сказки», «Легенды Якутии», «Киндербук Якутия». Эти проекты пока не принесли должного дохода. Мы живем в основном от доходов на разработку сайтов, таких как «Инвест портал Якутии», сайты Егора Борисова, авиакомпании «Якутия» и др.

Геймификация жизни

Возраст: 27 лет
Место работы: директор студии «Пикарус», индивидуальный предприниматель
География проектов: Россия, Казахстан, Азербайджан, Индия, Япония, Китай и США

Егор Федоров: С 2005 начал бизнес по разработке и созданию сайтов, корпоративных IT-решений. «Пикарус» мы запустили в Якутске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казахстане, Азербайджане, Индии, Японии, Китае и США.

Сфера программирования, IT-разработок хороша тем, что мы не ограничиваемся географическими границами. В 2013 году начали делать мобильные приложения и игры. Это Flappy Bird, Zombie Rage и The Soul Lighter. Все разработки полезны для наших клиентов.

Мы первыми запустили клон игры Flappy Bird для веб-версии, и на нашем сайте играли каждый день более 5 000 человек! Игру Zombie Rage скачали 70 000 человек из Google Play. А игру The Soul Lighter, которую мы запустили совсем недавно, скачали более 8 000 тысяч человек. Правда без рекламы игра оказалась сложной для клиентов, но мы получили опыт внедрения.

Мы не бросаем наши игры, будем совершенствовать их, делать их еще лучше. Так же делали проект Motivate Me – мотивирующие цитаты в графической оболочке, чтобы люди могли делиться цитатами через социальные сети, которые они находят полезными. Это один из наших первых проектов, его скачали около 44 000 человек. В декабре запускаем наш стартап. Думаю, в будущем, в мире будут править IT- технологии: умные дома, транспорт, бытовые приборы, облачные сервисы, виртуальная валюта – бесконтактная оплата, развитие робототехники, повсеместная 3D печать, мобильные медицинские устройства, вторичная-третичная переработка материалов. Геймификация жизни – то, что происходит в играх, выйдет в реальную жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.